Возвращение с войны

В городе Суоярви Карелии найдены останки и медальон С. Осокина,1905 г. р., жителя д. Сутяжное, ныне это деревня Раздольное Порецкого района. По архивным данным, солдат числится пропавшим без вести. Однако он погиб в начале августа 1941 года.

Сразу после публикации этого сообщения в районной газете руководитель поисковой группы Александр Осиев прислал по электронной почте письмо с благодарностью за помощь в поиске родственников павшего воина. Оказалось, что в селе Порецкое проживают два его внука: Александр и Сергей Осокины, а в Раздольном у них живет мама Лидия Петровна. После заметки она каждый день плакала. Живет одна. Муж Владимир Сергеевич, сын погибшего, умер в 2001 году, так и не узнав ничего о своем отце. «Свекра надо привезти домой, – твердила она, рассматривая фотографии Сергея Павловича. – Иначе я себе не прощу, да и свекровь с моим мужем не простят, если останки не похороним на родине».

Когда С. Осокин уходил на фронт, его жена Мария Павловна осталась с тремя детьми: Ивану было 16 лет, Владимиру – 11, дочери Вере – 7. В конце 1943 года старший сын Иван попал на фронт, дошел до Берлина. После войны остался служить в Германии до 1949 года.

По возвращении вместе с братом Володей работал в колхозе. Его не стало в 1985 году. Дочь солдата Вера также работала в колхозе, потом уехала поднимать целину. Она так и живет в Алтайском крае.

Мария Павловна до самой смерти ждала весточки от своего мужа, надеялась и верила, что ее суженый вернется домой. Хотя сослуживец мужа после войны рассказал, что полк Сергея Павловича в одном из боев почти в полном составе остался лежать на поле брани. Спастись удалось лишь нескольким красноармейцам.

За погибшего мужа вдова не получала ни копейки. Ведь он считался пропавшим без вести, государство за таких не давало пенсию. Мария Павловна в годы войны, как все женщины, трудилась в поле, участвовала в лесозаготовке, строила оборонительные сооружения на Суре. В 40-градусные морозы рыли окопы ломами и киркой. Удивительно, что, выдержав такие испытания, она прожила до 93 лет.

Прав руководитель группы поисковиков Александр Осиев, который пишет: «Нет солдат, пропавших без вести. Есть солдаты, погибшие без вести, – это вернее… Для каждого из них одиночный окоп был маленькой «Брестской крепостью»… Символично, что в год 70-летия начала первых боев на границе солдат дал о себе знать… Как в песне «Георгиевская ленточка». Слезы на глаза наворачиваются сами собой… Ради таких моментов мы и ходим ежедневно в леса поднимать бойцов и помогать им вернуться домой».

Внук Александр Осокин вместе с другом решили останки найденного деда забрать и похоронить на кладбище в Раздольном. «Мой дед должен быть похоронен у себя на родине», – посчитал он. Александр, кстати, тоже воевал целых 22 месяца, но в Афганистане. Мать за него день и ночь молилась.

И в июне внук съездил за дедом. Родственники похоронили останки Сергея Павловича на сельском кладбище рядом с верной и любимой женой.

Г. КАРПОВ.

Опубликовано: 2 августа 2011 г.


Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.