Чувашская Республика, город Ядрин – в 20-30-е годы прошлого века этот адрес был хорошо знаком медицинской общественности страны. В гости к местному врачу, автору десятков научных работ, доктору наук Константину Волкову приезжали его коллеги, светила медицины. И восхищались не только профессиональными достижениями Константина Васильевича, но и его дружной семьей.
НА РЫБАЛКУ С ПАПОЙ
В 1895 году, будучи студентом медфака Московского университета, Константин Волков женился на Клавдии Назаровой, дочери служащего Казанской городской Думы. Она с медалью окончила гимназию, затем фельдшерскоакушерские курсы в Казани, работала в больницах, выезжала в уезды на ликвидацию эпидемий. После замужества Клавдия Владимировна была всецело занята семьей. Не признававшая безделья, нетребовательная к материальным благам, она из немногого умела создавать уютную атмосферу в доме.
У Волковых было четверо детей. В 1897м в семье родился первенец Глеб, через два года – дочка Татьяна, в 1902 году появился на свет Алексей, а в 1907м – младшая дочь Елена. Родители уделяли много внимания всестороннему развитию детей. В начале прошлого века семья жила в Крыму, где Волков работал земским врачом, и отец с детворой часто ходил на прогулки в горы. Все вооружались сачками. Дети вслед за отцом бегали по горам, ловили бабочек и жучков. Константин Васильевич мог часами рассказывать им о разных насекомых, птицах, животных, растениях (их названия он знал на русском и латинском языках).
В 1911 году по приглашению братьев Таланцевых К. Волков приехал в Ядрин. Здесь семья жила на квартире при лечебнице. У Волковых были небольшой сад и огород, где родители вместе с детьми ухаживали за цветами, собирали малину и клубнику… Ездили и на рыбалку с ночевкой, любили посидеть у костра и поесть ухи прямо из котелка, с удовольствием ходили за грибами.
Константин Васильевич любил природу, и многие его стихи посвящены ее красотам. Он также писал шуточные стихи на семейные темы. У Волковых была большая библиотека, которая постоянно пополнялась. Дети с раннего детства много читали, часто устраивали семейные чтения во главе с отцом.
ХИРУРГ, ПРАПОРЩИК, ИСКУССТВОВЕД
Шло время, дети росли, выбирали жизненный путь. Елена пошла по стопам отца, стала врачомхирургом. Глеб окончил Ядринское реальное училище, затем – школу прапорщиков, участвовал в Первой мировой войне.
В первые годы советской власти он вынужден был эмигрировать за границу, но все время стремился обратно, и в 1923 году ему разрешили вернуться в Россию. Глеб учился на географическом факультете Ленинградского госуниверситета, работал на кинофабрике «Мосфильма». Татьяна окончила с медалью Ядринскую гимназию, затем, предположительно, – отделение археологии и искусствоведения Московского университета. Это же отделение окончил ее муж, Иезуитов Николай Михайлович, впоследствии – ученыйкиновед, профессор ВГИКа, автор многих трудов по истории кино. У них были дети – дочь Наташа и сын Андрей. О младшем сыне Волковых Алексее известно, что он учился в Ядринском реальном училище и изза болезни жил в основном дома.
В зимние каникулы и в летнее время в ядринский дом по традиции съезжалась вся семья, собирались друзья и знакомые. Было интересно, шумно, весело: выпускался рукописный журнал, устраивались диспуты на литературные и философские темы, концерты с пением и танцами.
Константин Васильевич любил петь, обладал приятным баритоном. Бессменным аккомпаниатором у него была старшая дочь Татьяна. К. Волков не курил, не пил вина, но любил крепкий чай, и во время домашних посиделок для главы семьи заваривался отдельный чайник.
ПОГАСШИЙ ОЧАГ
В доме Волковых при лечебнице побывали многие выдающиеся врачи и ученые – А. Бурденко, В. Успенский, В. Крестовский, А. Вишневский и др. Им нравилось, что в семье их коллеги нет никаких «фокусов», все просты и искренни. Так, профессор Вишневский, тогда работавший директором факультетской хирургической клиники Казанского университета, писал в конце 1928 года: «Дорогой Константин Васильевич! Сегодня получил открытку от Вашей милой жены. Пусть она не беспокоится по части какого-то чехла с чемодана. Мы ей доставили и так немало хлопот. Приехав домой, я много и подробно рассказывал своим про всех вас, про вашу жизнь, членов семьи и т.д. Я очень рад, что видел Вас в домашнем быту. У Вас и там все умно и благополучно…»
Дальнейшую судьбу семьи Волковых трудно назвать благополучной. В 30е годы Константин Васильевич подвергался преследованиям и травле, был исключен из партии. Страшным испытанием для него стала гибель Глеба, расстрелянного 28 февраля 1938 года. Отец пережил сына всего на несколько месяцев.
Дочь Елена, военврач, погибла на фронте в 1941 году. В этом же году под Москвой пропал без вести муж Татьяны, добровольно ушедший в ополчение.
Клавдия Владимировна и сын Алексей, после смерти Константина Васильевича переехавшие в Ленинград, умерли от голода во время блокады. До 1955 года, когда К. Волков был реабилитирован, дожила только старшая дочь Татьяна Константиновна Иезуитова.
В настоящее время из потомков доктора Волкова известен внук Андрей Николаевич Иезуитов. Он – профессор, доктор филологических наук, действительный член многих академий, один из организаторов Чувашского национальнокультурного центра в СанктПетербурге. 10 апреля этого года ему исполнится 80 лет.
В. Питернова,
гл. специалист Госистархива ЧР.