«Грачами на снегу» называют городских рыбаков. На небольшом блюдце залива они просиживают дни напролет в ожидании поклевки. Свысока поглядывают на них те, кто возвращается с Волги с полными ящиками крупной речной рыбы. «А нам нечему завидовать, ведь азарт он везде одинаков, – философски рассудил чебоксарец Анатолий Иванов. – На рыбалке не результат важен, а сам процесс».
Пенсионер ходит на залив как на работу. Каждое воскресенье, еще не рассвело, а он уже деловито обустраивает свой приглянувшийся пятачок на льду. Сначала поколдует на счастливой лунке, где в прошлый раз пошла поклевка. На всякий случай доберется ледорубом до воды и вокруг лунки: шаг влево или шаг вправо не возбраняется. Да и по памяти уже трудно ему угадать зимовальные ямы на месте прежнего русла Чебоксарки.
Жаль, Волжской Венеции, как поспешили окрестить Чебоксары в 1970е годы, не получилось. С годами забывается, что в верхней части городского залива были предусмотрены пляжи. Однако первые же пробы показали, что восточный отрог залива (под Калининским мостом) неблагополучен по водному режиму – вода в нем застаивается. Поэтому его от греха подальше побыстрее замыли песком. Вскоре санитарные врачи запретили использование залива для купания. Его контуры по всему периметру закатали в бетонную стенку.
– От пляжных откосов пришлось отказаться. А будь они – сейчас бы рыба в заливе кишела. Сама на крючок бросалась, – помечтал А. Иванов. – В канун очередного Кубка мира по спортивной ходьбе прозвучал клич: «Статусу волжского города надо соответствовать – в Чебоксарском заливе должно появиться много рыбы». Говорят, летом 2007 года в очередной раз была предпринята попытка разведения рыбы в бетонной чаше. Думаю, пустая это затея и трата денег.
Кстати, в городской экологической программе на воспроизводство ценных видов рыб предусматривалось на каждый год из трех последних по 100 тысяч рублей. Если воду из залива по осени спускают, то какой смысл огород городить? Остается из тины набирать мотыля и зимой использовать его в качестве насадки для рыбалки на том же заливе или в речном порту – на наживку исправно клюет окунь. Говорят, одним из первых он появился в рукотворном водоеме. И прижился вопреки всем законам природы.
На заливе рыбачит много народу. Глядя на то, что там ловится, килька гораздо крупнее выглядит. Хотя иные уверяют, что и килограммовые судачки попадаются. «Не знаю, значит, мне не повезло, – улыбнулся Анатолий. – Бывает, пустой возвращаюсь, без поклевки. Но иногда чашкудругую окуньков и плотвы приношу. Мелочь уплетает кошка, а из той, что покрупнее, жена уху варит. Особенно внуки довольны. Просят, мол, еще неси, дед».
Опубликовано: 23 декабря 2010 г.