В пелене промозглого майского дождя трехлитровая банка молока с обычной полиэтиленовой крышкой, казалось, еще не успела остыть. Подумалось, вот так же поступают хозяйки в чувашских селах, собирая своих детей-студентов в обратный путь в город. Да и не принято возвращаться в общагу после выходных без котомки, полной продуктов. Так что среди картошки и зеленого лука находится место и для парного коровьего молока.
Но как ходовой деревенский продукт оказался в одном из самых престижных районов столицы России? На излучине Москвы-реки, в двух шагах от особняков на Мосфильмовской улице, где посольства иностранных государств красуются друг перед другом, где видеокамеры и крутые иномарки определяют стиль жизни? И вот здесь, в непонятно как сохранившемся закоулке пятиэтажек, под кронами старых кленов торгуют чувашским молоком в разлив. Около двух десятков палаток, которых в незапамятные времена изгнали с чебоксарских улиц, именуются «Ярмаркой выходного дня».
Не веря своим глазам, подхожу к молодому человеку за прилавком. Так и есть, он оказался фермером из Моргаушского района. А на табличке с разрешительной документацией указано: «Чебоксары, Чувашская Республика». «Это для того, чтобы покупателю было понятно, – пояснил Юрий Петров. – Москвичи чувашскому сельхозпродукту доверяют. И цена их устраивает. Нарасхват уходят отборная картошка, капуста и другой овощ с огорода. Уже год на этом месте торгую и не собираюсь его бросать. Тем более власти Западного округа выдали лицензию. Все на законных основаниях».
Среди банок с молоком в ряд «полторушки» из-под минералки. Горкой – новая картошка. Неужели и она созрела в Чебоксарах? Конечно же, нет. За урожаем Юрий съездил в Азербайджан. И черешню с клубникой по пути закупил. Так что ассортимент на прилавках богатый. Быть оборотистым «подталкивают» конкуренты, в соседних палатках разложили продуктовый набор крестьяне из Воронежской и Нижегородской области, Мордовии и других неблизких регионов.
Поговорить обстоятельно с Петровым по душам не удалось – косяком пошел покупатель. Московские домохозяйки смели с прилавка приглянувшиеся банки с молоком за 100 рублей, не особо торговались за моргаушскую картошку, зелень. Глядя на пустеющий прилавок, подумалось: московские градоначальники не становятся в позу столичных эстетов. Не ставят препоны торговле овощами с колес, не прогоняют приезжих фермеров даже из элитных районов. Известно, что по осени целые караваны с дарами полей и ферм, например, из Чувашии, отправляются в столицу на ежегодную ярмарку. Миллионы рублей выручки домой привозят. И кучу грамот и благодарностей, не говоря уж о простом человеческом спасибо рядовых москвичей.
Ведь можем же торговать. А у себя, в Чебоксарах, только разговорами тешим народ о сельскохозяйственном рынке без посредников, со свежей продукцией прямо с грядки. И почему в городские дворы фермеров не пускаем? Боимся выездной торговлей эстетический вид песочниц попортить? Жаль, не подумали о стариках, у которых нет сил тащиться в центр за пучком редиса и укропа.
Кстати, фермеру Петрову иностранцы недавно заказали привезти козьего молока. Из какого посольства был порученец, Юрий не уточнил.
Москва–Чебоксары.