По должности Лидия Михайловна – помощник воспитателя в одном из районных детсадов. По жизненной необходимости – виртуоз-экономист, рассчитывающий, как прожить на мизерную зарплату. Почти тысяча рублей каждый месяц у нее уходит на квартплату, триста – за телефон. На все остальное – 1300 рублей – крутись, как хочешь…
Между тем есть у нас в республике хороший документ – соглашение о том, что минимальная зарплата людей не должна быть ниже 3295 рублей. Но Лидии Михайловне и ее коллегам от этой цифры ни тепло, ни холодно. Их родной район к соглашению не присоединился. Так же как и многие другие муниципалитеты и предприятия, ООО, сельхозкооперативы…
Марш несогласившихся
Для ликбеза. В России зарплата, меньше которой платить нельзя, составляет сейчас 2300 рублей. Но каждый регион имеет право установить свой зарплатный минимум – не ниже российского. Что в Чувашии и сделали. 1 августа прошлого года республиканской трехсторонней комиссией (правительство, работодатели, профсоюзы) было подписано Соглашение о минимальной заработной плате в Чувашской Республике. Определили ее на уровне тогдашнего прожиточного минимума. Предусмотрели и отсрочку организациям, которые по объективным причинам не могли обеспечить нужную прибавку к зарплатам. В соответствии с Трудовым кодексом в течение 30 календарных дней эти организации должны были представить мотивированный письменный отказ в Минздравсоцразвития ЧР.
Мотивированных заявлений в итоге набралось порядка 190 (два отказа были отклонены). По официальным данным, все они поданы до 1 сентября. По данным неофициальным, несколько муниципалитетов отказные заявки подали позднее. Тем не менее в списке значатся и они – с учетом финансовых обстоятельств им, видимо, пошли навстречу.
Среди «авторов» заявлений представители почти всех отраслей – от сельхозкооперативов и коммунальных фирм до театров и спортшкол. Дружными рядами в «отказники» подались 10 сельских поселений Мариинско-Посадского района и 19 – Цивильского. За все свои учреждения бюджетной сферы написали заявления администрации Алатырского, Козловского Красночетайского, Моргаушского, Чебоксарского, Янтиковского, Ядринского районов. Отдельно по своей отрасли подали отказы управления образования Чебоксар, Канаша, Батыревского, Красноармейского и ряда других районов. Из нескольких районов пришли «коллективные отказные» по учреждениям здравоохранения, культуры, спорта.
В каждом заявлении указана дата предполагаемого присоединения к соглашению. Большинство «отказников» назначили ее на второе полугодие нынешнего года. Есть, впрочем, более поздние сроки – «с 1 января 2009 года», «второе полугодие 2009 года». А одно из вурнарских СХПК перенесло эту дату аж… на 2012 год.
Платим – не платим
Срок, впрочем, многие взяли с запасом. В Янтиковском районе присоединиться к соглашению изначально планировали в январе 2009 года. Между тем глава района Николай Иванов клятвенно заверил корреспондента «СЧ», что приказом по школам, больницам зарплату до минимального уровня повысили уже начиная с нынешнего января. А со второго полугодия 2008 года к соглашению должен присоединиться весь район. Ускорить процесс попытались и в Красночетайском районе.
С 1 сентября низкооплачиваемым бюджетникам, в частности, работникам детсадов, зарплату довели до 3925 рублей. Люди порадовались было, да зря. С нового года им стали платить прежнюю зарплату, ту, что была до сентября. «Пока были средства, старались поддержать людей, – пояснили в районном управлении образования. – В январе такой возможности, увы, не стало. Но с 1 июля зарплату до республиканского минимума всем обязательно повысим».
Проблема, впрочем, не только в бюджетниках. Большинство предприятий и фирм республики отказ по минималке не подали. Однако не факт, что все они платят своим сотрудникам сколько положено. С сентября по март сотрудники Государственной инспекции труда в Чувашской Республике выявили массу «неотказных» предприятий, начислявших зарплату ниже республиканской минимальной, и оштрафовали их руководителей на 3 тысячи рублей.
В список штрафников попали, в частности, Козловское ООО «Валарус» (зарплата швей там составляла от 1240 до 1414 рублей) и ГУП «Аптека №14» села Аликово, в Чебоксарах – некоммерческое партнерство «Берег-строй», ООО «Приор», «Триа-Да», «СовСтрой» и ряд других. «Триа-Ду», кстати, представители трудовой инспекции проверяли минувшей осенью. А в феврале этого года сюда же пришли с проверкой сотрудники прокуратуры Калининского района Чебоксар. И опять то же самое – у нескольких работников зарплата недотягивала до 3 тысяч 295 рублей.
В ходе проверок всплыл еще один нелицеприятный факт. Организации, взявшие отсрочку по республиканскому Соглашению, умудрялись все равно нарушать закон – начисляли людям зарплату меньше даже российского минимума. Вот выдержка из протокола, предоставленного Госинспекцией труда: «В МУЗ «Комсомольская центральная районная больница» … по состоянию на 01.02.2008 г. месячный фонд заработной платы с надбавками и доплатами установлен санитаркам (перечислены фамилии) по 2069,55 руб., что ниже одного МРОТ по РФ». Несколькими месяцами раньше подобные факты были выявлены в Алатырской районной больнице, в детсадах Новочебоксарска и Комсомольского района…
За гранью минималки
Со дня появления на свет зарплатного Соглашения прошло десять месяцев. За это время много чего изменилось. В очередной раз скакнули вверх коммунальные тарифы, подорожали проезд и продукты, на триста с лишним рублей вырос прожиточный минимум. Шел и другой процесс – с февраля на 14 процентов повысились оклады бюджетников. Но и после этого работники с маленькими тарифными разрядами (с 1 по 5-й) остались за чертой минимальной республиканской зарплаты. В общем отряде бюджетников их – меньшинство. Но проблема от этого меньше не становится…
«Моя дочь работает оператором в одной из больниц города Канаш, у нее оклад 2467-00, плюс за стаж 20%, в итоге получается 2960-40. Как прожить на эти деньги, ведь она воспитывает одна 7-летнего сына. Из этих денег надо заплатить за садик, за квартиру, на питание почти уже и не остается», – писала в марте на сайт Минздрава В. Андреева.
Наболевшим делились люди и с газетой. «Дочь работает в детском саду, учится заочно в педколледже, – рассказал «СЧ» пожилой чебоксарец И.Степанов. – Недавно там снова подняли плату за обучение. А получает дочка порядка трех тысяч. Чтобы внести деньги за учебу, ей надо почти полгода откладывать зарплату – не есть и за квартиру не платить».
Обычно в маленьких зарплатах принято винить власти – не выделяют, мол, средств из бюджета. Но на прибавку тем же бюджетникам идут не только деньги из казны. Как отмечено в Соглашении, размер минимальной заработной платы организациям, финансируемым из республиканского и из муниципальных бюджетов, должны обеспечить и «внебюджетные доходы, и средства от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности». Но зарабатывать деньги способны далеко не все бюджетные структуры. Не научились еще. Или не хотят. Причем вопрос с прибавкой зарплаты руководители решают порой весьма оригинально. Так, директор одной из школ для подстраховки предложила сотруднице написать заявление о том, что она «согласна выполнять должностные обязанности за заработную плату в размере 2980 рублей с учетом поощрительных выплат в размере 600 рублей». Сотрудница написала – а куда деваться…
Конечно, и помимо повышения зарплаты важных расходов у всех немало. Сельхозкооперативам надо развивать материальную базу, муниципалитетам – ремонтировать школы, больницы, дороги, приводить в порядок коммуналку. Все это – огромные деньги. Но мало просто направить средства на стратегически важные цели. Нужно, чтобы и сами люди работали на совесть – иначе результата не будет. Однако логично ли требовать добросовестного труда от человека, для которого самый актуальный вопрос – как выжить на зарплату меньше минимума…
Цитата
… говоря о средней зарплате, нельзя забывать о людях, которые получают очень мало. В прошлом году в рамках трехстороннего соглашения между Кабинетом Министров, профсоюзами и работодателями была согласована минимальная зарплата не ниже 3295 рублей (кстати, в Татарстане – 3 тысячи рублей). Но не все соблюдают эти рекомендации. Значит, вопрос не снят с повестки дня, и участникам соглашения необходимо принять дополнительные меры комплексного воздействия на работодателей, игнорирующих интересы малоимущих.