Вроде бы уже не первый год Россия вместе со всем прогрессивным человечеством отмечает Международный день толерантности или, как его еще называют, терпимости.
Но до сих пор даже среди экспертов нет особого единства и в трактовке этого понятия, и в том, нужна ли вообще России толерантность в ее западном понимании. Об этом говорилось на «круглом столе» «Толерантность как императив в диалоге цивилизаций, культур и конфессий», состоявшемся в минувший понедельник в Чебоксарах. В его работе приняли участие члены Комиссии по межнациональным отношениям и свободе совести Общественной палаты Российской Федерации во главе с директором Московского бюро по правам человека А. Бродом.
И действительно, принятая пятнадцать лет назад на конференции ЮНЕСКО Декларация принципов терпимости провозглашает «признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность». Однако слово «терпимость» имеет не совсем однозначный подтекст – «он мне не нравится, но я его терплю». В этом есть какое-то лукавство, если не сказать больше. Надо, наверное, не терпеть ближнего, а просто относиться к нему как к равному, такому же, как ты. Кроме того, у всякой терпимости должны быть пределы. Как, например, определить границу между самобытностью и экстремизмом?
Да и на Западе идея толерантности, похоже, переживает серьезный кризис. Свидетельством тому периодические волнения иммигрантов и скандалы на «национально-религиозной» почве, все чаще возникающие в самых благополучных на первый взгляд странах. Дотерпелись?.. Наверное, предпочтительнее использовать опыт бывшего Советского Союза с его «дружбой народов» и даже царской России, где мирно уживались люди очень многих национальностей и культур. Без толерантности или чего-то еще в этом роде нашим предкам не удалось бы создать такую огромную многонациональную державу.
Впрочем, и сегодня в нашей стране есть уголки, где о межнациональных конфликтах практически не слышно. Например, Чувашия – не зря же нынешний «круглый стол» проводится именно в Чебоксарах. Об опыте работы органов государственной власти республики по формированию толерантного отношения в обществе участникам встречи рассказала глава Минкультуры Р. Лизакова. А вот доктор исторических наук В. Иванов считает, что межнациональному и межконфессиональному миру помимо прочего способствует и ментальность чувашского народа, его «бесконечная терпимость». Что не все считают безусловным благом.
Пример толерантности прежде всего должна показывать центральная власть. Президент Европейского еврейского конгресса Вячеслав Моше Кантор о Путине: Проявления антисемитизма в России находятся на достаточно низком уровне, что, несомненно, является заслугой государственной политики и лично президента РФ Владимира Путина.
Но постоянное укрепление пресловутой «властной вертикали», наоборот, ущемляет права национальных республик. Дело дошло до смены названия должностей глав республик – мелочь, конечно, но из таких мелочей складывается общая картина. Всерьез обсуждаются идеи «объединения» и «укрупнения» регионов…
О не слишком удачной государственной политике сказал в своем выступлении и А. Брод. По его мнению, многие нынешние проблемы – это следствие того, что в последние два десятилетия государство самоустранилось от решения религиозных и межнациональных вопросов, пустило их на самотек. Болезненные процессы на Северном Кавказе долгое время не получали должной правовой оценки. Проявления расовой ненависти и разжигания межнациональной вражды замалчивались. Уголовные дела по таким преступлениям стали возбуждаться лишь в последние годы.
Но и сегодня понимание глубинных причин конфликтов на Северном Кавказе, например, оставляет желать лучшего. В разработанной недавно стратегии развития этого региона внимание уделяется в основном экономическим вопросам – строительству предприятий, развитию туристического бизнеса. И очень мало сказано о развитии самоуправления, формировании системы общественного контроля, гарантиях для независимых средств массовой информации и тому подобных необходимых вещах.
А многочисленные мигранты, о правах которых сегодня практически никто не думает? А итоги опросов общественного мнения, которые показывают рост всевозможной нетерпимости? Похоже, не обойтись без воссоздания на федеральном уровне Министерства по делам национальностей, которое бы формулировало единую политику во всех этих вопросах.
И почти каждый выступавший недобрым словом поминал наше телевидение с его культом насилия, денег и вседозволенности. Ладно старшее поколение, но ведь все это смотрят и дети. С какими они вырастут идеалами? И как потом в них толерантность воспитывать?