На днях ученицы Ядринской гимназии вместе с педагогом В. Гавриловой съездили в село Курмыш Нижегородской области. В нем провел свое детство Николай Ашмарин – известный тюрколог, составитель 17-томного Словаря чувашского языка.
Думали, что едут на экскурсию, а оказалось – с миссионерской целью. «К сожалению, местное население о нем никогда ничего не слышало, – записали в своем дневнике разочарованные гимназистки. – Тогда мы заглянули в школу и рассказали о знаменитом земляке. Вроде бы заинтересовали ребят. Директор даже попросила контактный телефон. Потом мы фотографировали здания, которые привлекли наше внимание необычной архитектурой. Все-таки до 1923 года здесь был город, а в нем – высшее начальное училище, корпус земской больницы, комплекс уездной полицейской управы, пожарная каланча, усадьба, жилые дома и торговые лавки XIX века. Жаль, об Ашмарине даже молва не сохранилась».
То, что не только молодежь, но и их родители мало знают историю родного края, оставим на совести работников культуры. А ведь от Ядрина до Курмыша рукой подать, оба городка стоят на левом берегу Суры. Между тем историк и философ Г. Комиссаров в своих известных воспоминаниях писал, что интерес будущего составителя словаря к чувашам и их языку зародился с детских лет. Чуваши из-за Суры приезжали в Курмыш, особенно по базарным дням, и заходили к Ашмариным.
Также много их было на базарной площади. Николай Иванович, будучи мальчиком, внимательно разглядывал их и прислушивался к разговору. Черты лица, одежда, язык чувашей привлекали его внимание. Он видел чувашей добродушными, симпатичными, скромными. Ему хотелось разговаривать с чувашами на их родном языке. Целый пласт жизни Ашмарина, формирование его мировоззрения связаны с русским Курмышем, а многие об этом и не догадываются.
Еще год назад А. Иванова – директор Дома-музея Н.Д. Мордвинова – напомнила со страниц районки, что грядет 140-летие со дня рождения выдающегося исследователя чувашского языка. В письме она обратилась к горожанам: «Наш общий долг сохранить дом, в котором родился будущий ученый. Администрация городского поселения искренне обеспокоена состоянием этого здания, но, к сожалению, средств на его восстановление нет».
О каком здании идет речь? Главный специалист-эксперт районной администрации Н.Долгова пояснила. Оказывается, надо пройтись по улице Широкой (ныне ул. Ленина).
В любом путеводителе указано, что она начинается от Спасо-Преображенского собора и в былые времена заселялась людьми состоятельными. В основном это было дворянство и купечество, зажиточное мещанство. Некоторые дома после 1917 года были разобраны и вывезены, но и те, что остались, дают представление о социальном и материальном положении их бывших владельцев.
В доме № 18 когда-то была бакалейная и гастрономическая лавка купца 2-й гильдии А.Ф. Ашмарина – дяди Николая Ивановича, о чем свидетельствует соборная метрическая книга. Одноэтажная лавка имела торговое и жилое помещения. В этом доме, предположительно, и родился будущий ученый, ибо нет других сведений, что у Ашмариных был в Ядрине еще какой-либо дом. В советское время к одноэтажному дому был надстроен второй этаж. Судить о первоначальном облике здания ныне невозможно. Он представляет интерес только с точки зрения исторической, о чем говорит открытая в 1995 году мемориальная доска.
Судя по всему, ядринцам не придется уподобляться жителям нижегородского села, в котором побывали гимназистки. Недавно в Минкультуры Чувашии прояснили ситуацию с еще двумя объектами культурного наследия республиканского значения, требующими незамедлительных работ по сохранению и восстановлению. Наконец-то в бюджете нашлись деньги на обновление «Дома Ашмарина» и «Дома барона Жомини» в Козловке.
Опубликовано: 23 октября 2010 г.
Читайте также:
В Чебоксарах прошел Всероссийский изобразительный диктант
В школу — по клику: в Чебоксарах началась запись в первые классы
Хроника катастрофы бомбардировщика ТБ-7 в окрестностях Канаша
Вся жизнь — забота о людях
Храм в Вурнарском районе ждет второго рождения
Олег Николаев: «Нам надо сконцентрироваться, прежде всего, на достижении национальных целей..."
Хроника катастрофы бомбардировщика ТБ-7 в окрестностях Канаша
Перепись населения как зеркало эпохи