В театрах, как в древней Руси, год начинается осенью. Это время открытия творческих сезонов. В нынешний сезон очаги культуры вновь вступают под флагом реконструкции.
На сборах трупп слово «реконструкция» звучало повсеместно. В театре оперы и балета недавно назначенный на должность директора Максим Жучин сразу обозначил этот вопрос в повестке дня. В Русском театре на встрече после отпуска коллективу пообещали, что монтаж светового оборудования, который уже начался, завершится к следующему сезону.
Интересно, что глобальным понятием «реконструкция», что в принципе означает коренную перестройку чего-либо, в отношении театров у нас почти всегда обозначали в лучшем случае капитальный ремонт. Теперь в этом признаются и сами чиновники. Потому что реконструкция практически во всех зданиях разом требовалась незамедлительная, а нужных средств на нее никогда не оказывалось.
В 2001 году творческая общественность была обрадована тем, что в федеральную инвестиционную программу были включены шесть республиканских объектов культуры. На один лишь Чувашский драматический театр из центра выделялось три миллиона долларов. Здесь, в зале, фойе и у осветителей, и произошли особенно наглядные изменения. Художественный руководитель театра Валерий Яковлев признается, что до сих пор горд, что ему удалось отстоять претворение в жизнь достойного театра интерьера, даже лепнины с позолотой. К тому же зрители вступили на дубовый паркет и сели в новые кресла. Однако при этом трещины в стенах старого здания так и остались трещинами: многократные с того времени закачивания раствора для укрепления фундамента «плавающего» здания на заливе можно назвать лишь временной мерой. Да и техническое оснащение в театре остается на уровне 50-х годов прошлого века. Поэтому коренным обновлением театрального здания назвать это затруднительно.
В Русском театре тоже сменили обветшавшие кресла, перебрали потолок, на сцене задвигался занавес, в фойе появились шторы и повсюду наконец заработали батареи. Но здесь даже не планировали совершенствовать неприспособленную для современных постановок сцену и тесные гримерки. В опере починили текущую крышу, отопление и обновили туалеты. А все остальное застыло на годы.
Но и такой относительный порядок давался за последние капиталистические пятилетки большой кровью. Не в самом благостном 2003 году министр О. Денисова в своем докладе по итогам года нарисовала не самую же благостную картину: большинство наших театров были построены в 60-е годы и ни разу капитально не ремонтировались. Решение этого вопроса уже не терпело отлагательств. Театры нужно было либо чинить, либо закрывать. Правда, поддерживать здание Чувашского драматического театра начали еще в 1996 году, за счет бюджета республики. Однако затяжной ремонт под грифом «реконструкция» до упомянутого 2001 года велся весьма незначительными темпами.
Дело о театральных зданиях несколько сдвинулось после президентского указа 2006 года о дополнительных мерах по поддержке культуры в Чувашии, где был пункт и о реконструкции филармонии и театра оперы и балета. Но сказать сегодня, что хоть в одном здании дело реконструкции доведено до логического конца, увы, нельзя.
В нынешней республиканской целевой программе «Культура Чувашии: 2010–2020 годы», в ее подпрограмме «Развитие культуры и искусства в республике», прямо говорится, что материально-техническая база республиканских театров и концертных учреждений устарела и нуждается в качественном обновлении. Упоминается и о неудовлетворительном противопожарном состоянии учреждений культуры и искусства, что ставит под угрозу жизнь людей.
Например, в кукольном театре в целях безопасности законсервировали Большой зал и работают лишь в Малом. По словам директора театра Елизаветы Абрамовой, здесь не хотят ждать, пока до театра дойдет очередь на реконструкцию, которая в целевой программе намечена на 2017 год, и собственными силами делают хотя бы косметический ремонт и устраняют замечания пожарных. В театре даже создан фонд поддержки, чтобы здание оставалось в нормальном рабочем и безопасном для зрителя состоянии.
В Чувашской драме тоже считают, что 2020 год, когда театр может дождаться средств на реконструкцию, – слишком отдаленное светлое будущее. И на техническое оснащение уже в этом году пойдет часть средств гранта Президента Чувашии, предназначенных на постановку «Каменного гостя». Но пока коллективу приходится с завистью смотреть на приезжающих на гастроли москвичей, которые везут с собой автобусы собственной современной техники. Гости знают, что иначе их спектакли здесь просто не сыграть.
На вопрос «СЧ», что необходимо сделать в первую очередь, главный режиссер и директор театра оперы и балета М. Жучин сказал, что легче ответить, чего делать уже не нужно. Потому что требуется реконструкция зрительного зала и всего сценического оборудования. Новый директор оценивает состояние здания как плачевное. В театре не работает вентиляция, в ужасном состоянии даже кресла для зрителей. Осветительные приборы имеют сто процентов износа, а понятие динамического света отсутствует в принципе. Что касается внешнего вида, то у огромного здания уже начал обваливаться фасад. Реконструкцию условно разбивают на три этапа, чтобы взяться за зал, сцену и само здание. Здесь уже приступили к работам по ремонту внутренних помещений и к концу года надеются привести их в порядок. Правда, для этого требуются немалые средства. До 2015 года, по самым скромным подсчетам, этот храм искусства могут поддержать 530 миллионов рублей. Поэтому в Минкульте ремонтные работы пробуют пробить в российскую программу по поддержке культуры на 2012–2020 гг. Тогда от республики потребуется лишь софинансирование.
В списке культурных «первоочередников», за которые сейчас ведутся подобные «битвы», кроме театра оперы и балета – Чебоксарское художественное училище, госархив и здание филармонии.
Опубликовано: 25 сентября 2010 г.
Читайте также:
Цитата номера
Театры, музеи и библиотеки переходят в режим онлайн
Редкий вызов на «Поединок»: в Русском драматическом театре сыграли премьеру по Александру Куприну
Реконструкция Чувашской филармонии требует ускорения
Театр со своим национальным лицом
Чувашские артисты прочли Константина Иванова в новом формате
Нина Яковлева: актриса без амплуа
Творчество в дистанционном режиме
просто для примера.
В Йошкар-Оле идет реконструкция русского театра. Так там за версту видно, что именно реконструкция. В зрительной части просто снимают старое оборудование и ставят новое, а в расчет берется еще и огромный кусок территории вокруг театра, которая благоустраивается.У нас то ли денег вообще не давали, либо они шли не туда, либо чиновники и директора вообще не понимают, как надо обустраивать театры.