Как уже сообщала «СЧ», 6 мая в Чебоксарах открывали региональную художественную выставку «Большая Волга X». К ней готовились весьма серьезно. Даже само открытие, происходившее в Чувашском художественном музее, было практически двойным – к началу «Большой Волги» был завершен первый этап реконструкции главного хранилища муз республики.
Хотя еще предстоит сделать немало, оборудовать фондохранилище и полностью обновить вентиляцию, внешний лоск практически наведен. И даже за счет переустройства внутреннего пространства расширены выставочные площади. Первые зрители ступили на белый мраморный пол, в котором мягко отражались матовые «солнца» десятков источников света современного музейного оборудования. Серый с металликой колер стен не отвлекал от главного – лучших работ художников Волги за последние пять лет.
Парадный подъезд украсили две медные фигуры загадочных мифологических существ сехметь. К женщинам в чувашских сурпанах и с львиными телами публика отнеслась неоднозначно. По факту же аскетичный фасад ЧГХМ изменился до неузнаваемости и теперь напоминает нечто среднее между нашим Арбитражным судом и петербургской набережной. Крыльцо музея украшают также и тяжелые медные вазоны, что и вовсе должно навевать ощущения уюта и порядка в нашей художественной жизни.
Открывая «Большую Волгу», Президент Чувашии Николай Федоров озвучил цифру в 130 миллионов рублей. Столько выделено из бюджета республики на реконструкцию Чувашского художественного музея. Сейчас освоена лишь половина этих средств. Профинансировала республика непосредственно и сам проект «Большая Волга». На проведение масштабной выставки не пожалели 1 млн. 300 тысяч рублей. 150 тысяч вложили в проект и местные спонсоры.
Можно сказать, что выставки подобного масштаба у нас не было никогда. Более того, нынешняя «Большая Волга» оказалась самой представительной в регионе за всю выставочную историю, обогнав даже масштабнейшую «Золотую палитру» в Саратове. В Чувашии представлены авторы 14 художественных объединений из 11 регионов. Названо точное количество произведений живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства – всего их 1235.
Посмотреть все эти работы, прошедшие строгий отбор выставочного комитета, или хотя бы часть из них, можно будет до 15 июля сразу на пяти площадках. Основная экспозиция расположилась в головном здании ЧГХМ, на всех трех музейных этажах. Именно здесь выставили и самых известных мастеров. Достаточно сказать, что центральными работами являются полотна Р. Федорова, а в каждом зале внимание на себя заметно оттягивают П. Маскаев, А. Учаев, А. Абзгильдин, Р. Баранов. Всего же авторов более семи сотен. Главная экспозиция “Большой Волги” поражает уровнем мастерства и количеством несгибаемого творческого оптимизма на один квадратный метр. Видно, что выставком ориентировался именно на яркость и мощь художественных высказываний, не забывая о позитивном взгляде на жизнь.“
Большая Волга” в этом смысле – весьма необычный феномен. Ведь в советские времена эта выставка, как и прочие масштабные отчетные экспозиции, при том же строгом профотборе, была большим идеологическим ситом. После перестройки публика привыкла к другим “салонам” и “галереям”, где идеологией стала уже чистая коммерция, и где бал правят в худшем случае пошлость и кич в лучшем – курьезность и провокация. И, видимо, современные глобальные проекты вроде “Большой Волги”, проводимые силами Союза художников России и их региональных отделений при поддержке государства, призваны показать абсолютную искренность и требование души высоких профессионалов. Государство же намерено теперь высокому искусству активно помогать. Как сказал на встрече с главами региональных СХ заместитель полномочного представителя Президента России в ПФО Владимир Зорин, который был гостем “Большой Волги”, новая Россия требует новых творцов. “Большую Волгу” вскоре примут в Самаре. А в Нижнем Новгороде планируется международный пленэр “Большое Болдино”. Похоже, художников ждут великие дела.