Семнадцатилетним пареньком из своей родной деревни Кожар-Яндоба Вурнарского района отправился на фронт Иван Яковлев. Шел ноябрь 1943 года, советские войска наступали, освобождали от фашистов город за городом. И несли при этом большие потери.
Ваня Яковлев попал в стрелковую часть. Пехота, «царица полей». В наступлении ей всегда доставалось больше других. Сколько их, рядовых пехотинцев, встававших в атаку по первому приказу командира, полегло под пулеметным огнем? Не счесть. Возможно, Ивану повезло больше, чем погибшим товарищам. В июле 1944 года его ранило, и вскоре едва справивший свое совершеннолетие боец был отправлен домой. Документов о характере ранения не сохранилось, но можно предположить, что оно было тяжелым. За царапину в то время никого не комиссовали, да и уже через три года раны дали о себе знать – в 1947-м совсем еще молодому парню присвоили III группу инвалидности. Спустя десять лет Иван Яковлев женился, прожил с женой Зоей 16 лет, а в 1973 году его не стало.
В апреле 2005 года вышел Указ Президента России Владимира Путина № 363. Согласно этому документу вдовам инвалидов Великой Отечественной войны устанавливается дополнительное ежемесячное материальное обеспечение (ДЕМО) в размере 500 рублей. Не бог весть какие деньги, но для пенсионера в сельской глубинке они серьезное подспорье. Рассчитывала на добавку к пенсии и Зоя Ксенофонтовна Яковлева. Да, видно, зря. Как сказали в районном отделении Пенсионного фонда, государственная помощь ей не положена, потому что документально не подтвержден факт инвалидности ее мужа на момент смерти. Последняя втэковская справка о его переосвидетельствовании датирована 1958 годом, и больше никаких данных нет. Так что, не исключено, что Иван Яковлевич вполне мог чудесным образом исцелиться. По крайней мере, такова логика работников пенсионного ведомства Вурнарского района.
Справедливости ради заметим, что в республиканском отделении фонда к проблеме 76-летней вдовы фронтовика, награжденного медалью «За отвагу», подошли с пониманием и обещали запросить в Минздраве республики необходимые документы. Да вот только сохранились ли они, уж как-никак полвека прошло. А если документы не найдут?
Ю. МИХАЙЛОВ.