Наркоторговля становится все изощреннее. Несколько последних громких дел свидетельствуют, насколько масштабным и опасным стал этот «черный» бизнес.Диспетчеры с зоны
В январе 2010 года в Чебоксарах задержали двух курьеров с килограммом героина. После ареста перевозчиков такая же участь постигла еще четырех жителей Чебоксар и пригорода столицы республики. Полицейские их «пасли» три года, установили круг соучастников, мелких торговцев и покупателей. Самый важный результат этой операции – отследили этапы северо-западного маршрута транспортировки афганского порошка и разрушили канал поставки героина в Чувашию. Пусть и на время.
Наркоконтролю и милиции противостоят не наивные парни с улицы, а хорошо обученные наркоторговцы со значительным стажем на преступном поприще. На зоне свои «университеты», там налажен обмен опытом. Лагерные сидельцы дотошно изучают организацию сети сбытовиков, приемы вербовки мелких продавцов, знакомятся с конспиративными навыками. В серьезной преступной группе есть «контрразведка», ведется досье на полицейских и милицейских сыщиков, из своих талантов создают «наружку» для слежки за подозрительными клиентами.
Преступная группа 32-летнего Кобиджана Юнусова тому свидетельство. Уроженец Таджикистана в Чебоксарах «сгорел» на массовом сбыте героина и был приговорен к семи годам лишения свободы. Далее происходит детективная история. Лагерный сиделец отбывал срок в ФБУ ИК-3, это колония общего режима в Новочебоксарке. Юнусов там познакомился с неоднократно судимым за кражи чебоксарцем Александром Мариничевым. Тот вскоре вышел на волю и наладил сеть распространителей дури. В «тройке» сидел зек Михаил Корягин, также охотно принявший предложение войти в преступный бизнес. Михаил Елесин отбывал в ИК-1 общего режима (поселок Лапсары) девятилетнее наказание за угон машины, кражу и подделку документов. Он также пополнил список главарей сети наркоторговцев на воле.
Согласно закону осужденным вроде недоступна сотовая связь. А фактически герои криминальной истории запросто переговаривались по мобильной связи. При помощи «трубки» направляли подопечных до тайников с наркотиками, сидя в лагерном бараке, «диспетчеры» организовывали куплю-продажу героина. Еще они прибегали к шифрованным сообщениям, когда покупатель и чек героина именовались невинными словами. К примеру, зек первой зоны Елесин известен был покупателям как Елкин.
Клиент из Чебоксар звонил на зону и заказывал товар. «Диспетчер» из мест лишения свободы перезванивал и по сотовому телефону буквально подводил к тайнику, где следовало оставить деньги. Под тайники приспособили пустующие почтовые ящики в подъездах, ящики для хранения картофеля, места за батареей или между оконными рамами лестничной площадки. «Контейнером» могла стать пустая сигаретная пачка. Никаких личных встреч при продаже, а значит, снижался риск провала.
Второй сценарий – личная встреча с надежным человеком. Дама с незаконченным высшим образованием рассказала на суде механизм реализации дозы. Зек по сотовой связи организовывал встречу продавца с покупателем. Каждая из сторон следовала инструкциям по телефону, и, словно на виртуальном «поводке», приходили на место встречи. После обмена паролями с незнакомцем происходила передача товар – деньги. При обыске квартиры дамы полицейские нашли семь пакетиков героина.
Третий сценарий – продажа в магазине. Постоянный клиент приходил, к примеру, в магазин юго-западного микрорайона Чебоксар и после обмена паролями заказывал товар старшему продавцу-кассиру Светлане Андреевой. Она получала две тысячи рублей, взамен из подсобки магазина приносили чек героина. Светлану приговорили к 10 годам лишения свободы с отбыванием в колонии общего режима, на свободу выйдет, когда исполнится 42 года. Жизнь начнет с нуля, не имея жилья и семьи.
Что касается Юнусова и других лагерных сидельцев, к своим тюремным срокам они приплюсовали от 17,5 до 14 лет. Мелкими сбытчиками были завербованные наркоманы, угодившие в исправительные лагеря на срок от 10 и более лет.
На суде прозвучали фамилии лиц, которые выступили свидетелями и наказания избежали из-за якобы своего «незнания» о соучастии в сбыте наркотиков. «Сегодня они избежали уголовного преследования, но если не встанут на путь исправления – не миновать им суда и лагерных нар», – считает подполковник полиции местного УФСКН Елена Романова.
Батюшку подставили зеки
Заслышав о массовом «перевоспитании божьим словом» осужденных за убийства и грабежи, богобоязненные граждане на свободе полны решимости приобщить грешников к православной вере. Для них в исправительной колонии № 9 общего режима (Цивильский район) УФСИН по Чувашии построило храм в честь преподобного Серафима Саровского. Богослужения там совершали протоиерей Николай и иерей Алексей. Они, наверное, не знали, что грешники в лагерных робах нередко поддаются искушениям и зачастую подставляют… духовника в рясе.
На многое священнослужителям пришлось взглянуть иными глазами после скандального инцидента на контрольно-пропускном пункте исправительной колонии № 9, размещенной в Цивильском районе. На КПП тюремного пастыря остановили оперативники УФСИН и полицейские УФСКН по Чувашии и вежливо попросили показать содержимое «дипломата». А в чемоданчике лежали запретный для зеков сотовый телефон и тюбик зубной пасты, из которого извлекли гашиш, марихуану и наркотическую курительную смесь «Спайс». Видно, полицейские и лагерные охранники располагали информацией о попытке тайного проноса наркотиков на запретную территорию. Похоже, «курьера» в рясе наркоторговцы использовали втемную, тот не подозревал о содержимом чемоданчика. Следователь Канашского межрайонного отдела полиции Юрий Константинов сообщил, что в покушении на пронос наркотиков в колонию подозревают недавно вышедшего на волю 36-летнего мужчину. Будучи на зоне, он очаровал тюремного священника тягой к милости Всевышнего и после освобождения общался с отцом Николаем. Потом своего духовника использовал как наивного лоха. Информированный полицейский источник сомневается, что под следствием окажется приходской священник. Пока отец Николай проходит свидетелем неудавшегося преступления. Воистину неисповедимы пути Господни!
Одна затяжка – и «сносит крышу»
Проблема распространения курительных смесей и аромамиксов приобрела в стране угрожающий характер, особенно в Приволжском федеральном округе, заявил весной 2010 года генеральный прокурор России Юрий Чайка. Не случайно «Спайс», «Джин», «Тропикал», «Даймонд» и др. пополнили федеральный список №1 наркотических средств, т.е. их приравняли к марихуане, гашишу и героину. Отныне за их реализацию можно на 20 лет угодить за решетку. Эксперты их приравняли к наркотикам из-за убойного содержания синтетических и растительных веществ, опасных для психики и внутренних органов курильщика. Организм курильщика к ним быстро привыкает, и молодой человек не мыслит жизнь без «дежурной» затяжки.
Созданная в химической лаборатории «ядерная» смесь «сносит голову» потребителю. Накурившиеся до одури посетители ночного клуба способны безостановочно танцевать до утра. Бывает, физически и психически истощенный организм не выдерживает нагрузки и наступает реакция вроде внезапного обморока и мышечные конвульсии, как у шизофреника. Психоактивные препараты, поражая центральную нервную систему человека, провоцируют неадекватные действия. Накурившиеся «Даймонда» юнцы уверяли, будто видели протянутый с небес к балкону воздушный мост. И одурманенные юноши и девушки шагнули с пятого этажа в пустоту…
После принятия запретительного закона с прилавков исчезли курительные смеси с содержанием наркотических компонентов. «Люди вложили в бизнес большие деньги и не согласны добровольно с ними расстаться, – считает заместитель начальника местного управления ФСКН Валерий Самаркин. – С прилавка запретный товар «уплыл» в потаенные карманы уличных торговцев». Опасаясь нарваться на полицейскую-милицейскую «подставу», товар из фабричной упаковки пересыпают в неброские пакетики и сбывают под видом безобидной травки «против икоты и ломоты». Недавно арестовали молодого человека, который через Интернет купил «курево» и сбывал школьникам и студентам через киоски и ларьки.
Только «укротили» одну отраву, как пришла новая напасть – дезоморфиновая наркомания. «Нашествие» произошло из соседних регионов ПФО, в частности, из Кировской и Ульяновской областей, республик Марий Эл и Мордовия. Компоненты для дезоморфина можно купить в любой аптеке, продаются они без рецепта. Оперативники УФСКН и МВД уже задерживали изготовителей дезоморфина в Чебоксарах, Новочебоксарске, Канаше, Алатыре и Шумерле. Кстати, затраты на три дозы дезоморфина дешевле бутылки заводской водки.
В. ФЕДИСОВ.
Опубликовано: 19 августа 2010 г.