Не просто земля под ногами…
Накануне Всемирного дня почв наш корреспондент побеседовал с ученым Чувашского государственного аграрного университета, доктором биологических наук, профессором Олегом Васильевым. Напомним, дата была учреждена в 2013 году Генеральной Ассамблеей ООН с целью напомнить мировому сообществу о важности почвенных ресурсов и той роли, которую они играют в сохранении экосистем и обеспечении роста благосостояния человека. Для Чувашии этот вопрос особенно актуален в связи с тем, что ее почвенный покров сильно подвержен эрозии, то есть разрушению под воздействием ветра, воды и других факторов.
— Олег Александрович! Вы признанный авторитет в теме почвенных ресурсов. Прошло более десяти лет после объявления Генассамблеей ООН Дня почв. Можно ли сказать, что за это время произошла хоть какая-то переоценка их роли и значения?
— Да, Всемирный день почв приурочен к дате защиты основателем науки почвоведения русским ученым Василием Васильевичем Докучаевым докторской диссертации «Русский чернозем» в 1883 году. Впервые почвы были показаны как самостоятельное природное тело, развивающееся в тесной связи с природными условиями — климатом, растительным и животным миром, геологической породой, рельефом и временем, прошедшим с начала почвообразования. Из всех естественных природных образований только почва обладает плодородием — способностью производить урожай сельскохозяйственных культур. Почва — это станок, который требует минимального восстановления, на него работают природные силы. Есть немало других средств — гидропоника, тепличное хозяйство, но почва остается основным производителем продовольствия.

Тем не менее отношение к ней в лучшую сторону, к сожалению, меняется медленно… Стали меньше вносить органических удобрений, местами не вносят совсем. Прежде всего, оттого, что это очень затратно. Вывезти на поля навоз из оптимального расчета 60 тонн на гектар экономически весьма проблематично. Стоимость денег у нас постоянно меняется. Допустим, потратили мы на вывоз 2 миллиона рублей — они окупятся прибавкой урожая лишь через три года, но отдача будет номинальной, так как деньги имеют уже другую цену, и фактически сельскохозяйственное производство остается в убытке. Подобные проблемы и с известкованием почв — внесение извести окупается тоже где-то через пару лет, но, опять же, и тут цены меняются.
Раньше существовала программа повышения плодородия почв, реализуемая за счет средств госбюджета. Работали объединения «Сельхозхимия», которые по договору с сельхозпредприятиями сами вывозили органику на поля, известкование кислых почв ежегодно проводилось на площадях в несколько тысяч гектаров. Теперь этим никто не занимается.
В то же время все больше вносится минеральных удобрений. Они, конечно, восполняют плодородие, но только по определенным химическим элементам. Растению для роста и развития их требуется 17, и обнаруживаются до 74, а в организме человека насчитывается 92 элемента, в том числе 81 — необходимый. Откуда взять остальные? Использование только минеральных удобрений нарушает баланс химических элементов в почве, который можно восстановить лишь путем внесения органических удобрений. Они повышают биологическую активность почвы, обогащают ее гумусом, макро- и микроэлементами, улучшают структурное состояние, водно-физические свойства. Только это способствует повышению плодородия.
Использование только минеральных удобрений нарушает баланс химических элементов в почве, который можно восстановить лишь путем внесения органических удобрений.
— Для Чувашии весьма актуальна проблема эрозии почв. Лет сорок назад действовал республиканский штаб по борьбе с ней, который возглавляла такая крупная личность, как Семен Ислюков, что уже говорило о значимости вопроса. При Минсельхозе был специализированный отдел. Теперь всего этого нет.
— Да, уже нет… Сейчас изменилась степень разрушения почв, прежде всего, за счет снижения уровня снеготаяния, которое раньше сильно размывало землю, развивались плоскостная и линейная виды эрозии. По-видимому, на снижение интенсивности водной эрозии сказались изменения климата — в последнее время не видно бурного снеготаяния, а также образования залежных земель, поросших естественной травянистой растительностью, сдерживающих водную эрозию. Но так как в республике основные площади пашни расположены на склонах, проблема водной эрозии почв остается. Достаточно посмотреть на почвенную карту — поля окружены балками и оврагами, по которым стекают талые воды.

В республике недостаток влаги в вегетационный период — основной фактор, ограничивающий урожайность сельскохозяйственных культур. Но есть в республике хозяйства, превратившие эти овраги в водоемы, как «Ленинская искра» Ядринского округа. Здесь создано на месте оврагов 52 пруда, они поднимают уровень грунтовых вод, их зеркало подходит к корневой системе растений, питая их в вегетационный период. Искусственно созданный микроклимат способствует получению устойчивых и высоких урожаев в течение ряда лет; даже без использования минеральных удобрений здесь урожайность зерновых культур достигает 35–40 центнеров с гектара. И такой порядок существует до сих пор, хотя главы хозяйства Аркадия Айдак нет уже много лет. Работает агрономическая служба, сохраняя высокую долю многолетних трав в севообороте. Однако почвенно-эрозионные исследования в республике не проводились уже почти 35 лет. Поэтому сегодня остро стоит вопрос уточняющего почвенного обследования земель сельскохозяйственного назначения республики с созданием электронных почвенных карт.
В республике недостаток влаги в вегетационный период — основной фактор, ограничивающий урожайность сельскохозяйственных культур.
— Это хорошо, что там есть агрономы. Но в настоящее время во многих других сельхозпредприятиях агрономов нет, руководитель заменяет и технолога полей, и зоотехника. Не говоря уже о фермерских хозяйствах.
— Действительно, не все хозяйства могут позволить себе специалистов в силу финансово-экономического состояния. Цена зерна невысокая, купить новую технику затруднительно. О специалистах даже говорить не приходится. Не хочу сказать, что противоэрозионная работа в республике совсем не ведется — например, агрофирма «Слава картофелю» успешно этим занимается. Но рядовому фермеру приходится нелегко. Даже в лучшем случае, при имеющейся площади 100 гектаров и реализации зерна за сезон в объеме 4 миллионов рублей — это немного, так как сюда входят затраты на закупку семян и удобрений, обработку почвы, посевную, ГСМ, уборку зерна, сушку, транспортировку. Хотя государство и оказывает существенную помощь сельскохозяйственным производителям, она недостаточно эффективна, так как производство зерновых сезонно (затраты идут весь год, а прибыль от производства поступает раз в год по минимальной цене). Цены же на ГСМ, технику, удобрения растут в течение всего года.
Остро стоит вопрос уточняющего почвенного обследования земель сельскохозяйственного назначения республики с созданием электронных почвенных карт.
— Вы упомянули про известкование… Как обстоит дело с таким способом поддержания плодородия почв?
— Да, государство субсидирует 50 процентов расходов на известкование. На сегодня в республике два действующих карьера — Тузинский и Яманчуринский. Сама известковая мука недорогая, 400-500 рублей за тонну, но очень затратны транспортные расходы по перевозке. Средняя стоимость известкования почв — около 10 тысяч рублей на гектар. Ежегодно оксидов кальция и магния из профиля почвы выщелачивается до 150-200 килограммов на гектар. Еще 40-50 килограммов выносится с урожаем. Применение минеральных туков усиливает процессы вымывания кальция и магния из почвы. А кислые почвы — это смена микрофлоры, вместо бактерий развиваются грибные микроорганизмы, падает иммунитет растений, замедляется рост урожайности.
На сегодня общая площадь кислых почв в республике достигла рекордных 280 тысяч гектаров — это более 35 процентов от всех пахотных земель. Основная причина застоя — усложнение механизма предоставления поддержки из бюджета, отсутствие в хозяйствах специализированной техники для внесения извести. В советский период площади известкования в республике ежегодно составляли несколько тысяч гектаров. Именно тогда в сельское хозяйство были вложены огромные средства, направленные на повышение плодородия почв (известкование, внесение органики, углубление пахотного слоя), потенциал которого используется до сих пор. Думаю, что нам вновь необходимо поднять вопрос возрождения объединения «Сельхозхимия», способного эффективно решать задачи в деле повышения плодородия почв.
Необходимо поднять вопрос возрождения объединения «Сельхозхимия», способного эффективно решать задачи в деле повышения плодородия почв.
— Вот об урожайности… Несмотря ни на что, в республике она растет. За счет чего же?
— За счет внедрения новых технологий, сортов плюс минеральные удобрения. Но качества хлебного зерна, соответственно муки отличается от прежних. Хлеб трехсотлетней давности более полноценный по химическому составу, у него повышенное содержание белка, микроэлементов. А современный хлеб заметно уступает по качеству.
— Есть в Чувашии чистые черноземы?
— В России они занимают чуть меньше половины мировых черноземных площадей. В нашей республике под ними порядка 150 тысяч гектаров, или около 15 процентов пашни.
Только осознание важности сохранения почвенных ресурсов способно кардинальным образом изменить и политику руководства любого государства в этой сфере. Почвы — это одна из основополагающих структур экосистемы, обеспечение жизненного пространства для человека и мира флоры и фауны, поддержание биологического многообразия, основная составляющая производства кормов и продовольствия, одно из условий безопасности и устойчивости в условиях неблагоприятного воздействия климатического фактора. Нельзя рассматривать почву просто как устойчивую основу под ногами человека.



