Устроить ребенка в первый класс в самую престижную школу города. Любой ценой! Если сразу не получилось открыть эту дверь, значит, нужно выбить ее. Что может остановить мать, готовую ради своего чада на все? В онлайн-кинотеатре «Иви» под занавес учебного года вышли все серии драмеди «Первый класс», которое получилось жесткой сатирой на таких мам. Похожего проекта в современном кинематографе еще не было.
А проблема актуальна в каждом населенном пункте, где работают хотя бы две школы. Чебоксары, к сожалению, не исключение. Очереди с четырех часов утра у школьных дверей в день, когда открывается набор в первый класс, фиктивная прописка в микрорайон при школе, обрушение портала онлайн-записи… И только прокуратура знает, сколько жалоб потом поступает на директоров учебных заведений от родителей, чьим детям не хватило мест, и где проверки проходят каждый год. Опросы социологов показывают: каждый второй россиянин отдал либо планирует отдать своего ребенка в класс или школу с углубленным изучением отдельных предметов. И зачисление ребенка туда — дело принципа.
Школа жизни
В центре киноистории три подруги, бывшие однокурсницы, дети которых достигли школьного возраста. И, как назло, именно в этот год в самом сердце Петербурга, в старинном особняке, должна открыться пафосная школа под названием «Культурное наследие». Учиться дети будут в дворцовых интерьерах у лучших учителей города по специальной программе, где часть предметов начнут преподавать на иностранных языках.
«Наши дети должны учиться среди равных. Как еще формировать правильный городской истеблишмент?» — рассуждают офисные дамы. Их коллега, уроженка Перми Анна Великоборец (Юлия Хлынина), отчаянно пробивается наверх, расталкивая всех локтями. Наличие мужа-полицейского (Артем Быстров) не помешало ей много лет назад закрутить тайный роман с председателем городского комитета по культуре и образованию Артемом Заславским (Артем Ткаченко). И вот у нее уже квартира в новом районе Петербурга, купленная начальником, и кресло заместителя. Где должна учиться дочь такой пробивной женщины? И так понятно. Уговоры мужа отступиться («Мы же в обычных школах учились, и нормально вроде все») кажутся ей словами неудачника, застрявшего в майорах на маленькой зарплате. Сама же Анна своей манерой общения с людьми напоминает бородатый анекдот про прачечную и министерство культуры.
В борьбу за место в первом классе включается ее подруга Лена (Аня Чиповская). Она считает, что вытянула счастливый билет, выйдя замуж за главу строительной компании Бориса (Ростислав Бершауэр). Теперь имеет возможность не работать, а заниматься собой и фотографией. С супругами живет Петя, ребенок Бори от первого брака, которого Лена с удовольствием бы сплавила к первой жене. «Культурное наследие» подворачивается как нельзя кстати: школа расположена как раз недалеко от дома бывшей супруги и за 20 км от загородного коттеджа, в котором живут Лена с Борей. Но отец видит сына спортсменом. Чтобы мальчишку, вопреки его желанию и возможностям, не упекли в спортшколу, Лена начинает борьбу за будущее Пети. И в этом вопросе у нее нет возможности по привычке воспользоваться связями и деньгами мужа.
Частью культурной элиты города себя считает третья подруга, Татьяна (Марина Васильева), коренная петербурженка, писательница, работающая барменом и вынужденная сдавать посуточно комнату в своей квартире, потому что творчество необходимого дохода не приносит. Она пишет в жанре автофикшн, пытается протолкнуть в печать новую книгу «Жить без денег можно» и тут же уточняет у издателя размеры гонорара. Одна, без мужа, она растит дочку Соню, которая, как считает Таня, по уровню своего развития вполне бы потянула учебу в самой престижной школе. «Первый класс» в названии — как метафора: подруги словно пытаются запрыгнуть в вагон первого класса и на этом поезде укатить в счастливое будущее.
Препятствия раскрывают характеры
Эту историю, разбередившую им душу, в закадровом тексте рассказывают сами главные героини — причем идут от конца к началу. Оглядываясь назад, из сентября на май и лето, они уже осознают весь масштаб содеянного. По первым же кадрам сериала мы понимаем, что все три ребенка в школу приняты. Но это не финал. Важно — насколько высокую цену пришлось заплатить подругам и на какие унижения пойти.
Слагаемых у киноуспеха много: это и тема, и подбор актеров. Но самое главное, с чего все начинается, внятный сценарий. И здесь три женщины-сценариста выстроили его по классической трехактной структуре. Она беспроигрышная еще со времен Шекспира, но почему-то современные кинематографисты иногда ею пренебрегают. В первых сериях героини предстают с положительной стороны, но возникают все новые препятствия. Выясняется, что все три ребенка претендуют на одно-единственное место в дополнительном наборе — и раскрывается характер каждой. А к концу сериала (третьему акту) они перед нами уже во всей красе — маски сброшены. За восемь серий на наших глазах происходит полная трансформация героинь. Симпатии зрителей тоже меняются: Лена, которая в самом начале показалась пустой красоткой на полном обеспечении мужа, ведет себя достойнее всех.
Аня, уже упав на дно, по ее собственному признанию, пробивает его дальше. Сцена, где она пытается соблазнить бывшего начальника Заславского, кажется уже безумием, жестом отчаяния. Таня, утверждавшая, что не в деньгах счастье, начинает опасную игру с новой криптовалютой — рублекоином — и без угрызений совести обменивает место в «Культурном наследии» на «Порше» Лены. Причем поначалу все трое производят впечатление женщин неглупых, но в итоге здравый смысл уступает место эмоциям. Целиком положительных героев в сериале нет. Все обманывают друг друга. И скальпелем, вскрывающим этот многолетний обман, как раз и становится гонка за местом в школе. Все-таки за атмосферу в доме отвечает женщина, а когда она входит в измененное сознание и ее переклинивает на достижении успеха, первое, что начинает рушиться — это семья. В нашем случае еще и дружба.
«Ради себя самой я не стала бы предавать подруг, но здесь речь зашла о моем ребенке», — объясняет зрителям Таня. У самих детей амбиций по поводу учебы еще нет — в семилетнем возрасте им важнее, чтобы друзья были рядом, а мама с папой не ссорились, угрожая друг другу разводом. Им не нужно, чтобы родители положили к их ногам весь мир. Вообще дети-актеры Илья Кондратенко, Марта Евстигнеева и Алиса Руденко стали украшением сериала, эпизоды с ними одни из самых искренних.
Гонка за успехом от недостатка любви
Ирония сериала еще и в том, что сама школа выглядит как мыльный пузырь: престижное учебное заведение существует лишь в воображении мамочек. По факту — это старое аварийное здание с прогнившими перекрытиями, а его молодой директор (Михаил Тройник) во всем надеется на свою любовницу Викторию Игоревну (Елена Лядова). Как нельзя кстати ее назначили новым председателем комитета по культуре и образованию. В фильме хорошо показано, как исчезают огромные бюджетные деньги, выделенные на реконструкцию. Как Виктория просит друга детства Бориса отремонтировать фасад: пусть внутри все рассыпается, главное — пустить публике пыль в глаза. Так и в личной жизни — за фасадом благополучия герои пытаются спрятать нереализованные амбиции, боль и отчаяние.
Но в линии сексуальных отношений Виктории с обоими мужчинами, кажется, явный перебор. Слишком много экранного времени этому уделяется, хотя и она, и директор школы — не главные герои. И в целом в последних сериях немало эпизодов, которые можно было бы вырезать без ущерба смыслу. Местами кажется, что создатели все-таки перегнули палку. С другой стороны, это опять-таки данные соцопросов: каждый второй родитель убежден, что хорошее место школы в рейтингах или общественное мнение о ней дают гарантию высокого качества образования.
«Все действующие лица этой трагикомедии думали, что стремятся к успеху, хотя на самом деле хотели любви», — уже под занавес истории поймет Таня. Наверное, точнее было бы сказать: испытывать глубокое чувство самим, потому что вся эта зацикленность на престижной школе вдруг вскрыла отсутствие любви к мужьям. А психологи давно задаются вопросом о том, нужна ли человеку власть, если он любит и любим.
Еще одна проблема, которую поднимает сериал: понимают ли родители своих детей? Прекрасные эпизоды с врачом-генетиком, где та рассказывает Лене и Тане про настоящие потребности и способности Пети и Сони, и как по-разному девушки реагируют на ее слова. Если Таня филолог, с чего это у Сони тяга к точным наукам? Она, как и мама, должна пойти по гуманитарному профилю и «Культурного наследия» ей не избежать!
В прошлом году Светлана Самошина заявила о себе драмой «Край надломленной луны», рассказывающей о трех поколениях женщин одной семьи, и, похоже, эти женские истории могут стать ее фишкой, режиссерским стилем. Но «Первый класс», несмотря на участие детей, сериал не семейный: из-за эротических сцен, обнаженной груди Ани Чиповской и, возможно, эмоциональных всплесков героев он промаркирован как 18+. Главное — есть ощущение глотка свежего воздуха, что наконец-таки в кино появилось отражение реальной жизни и тех проблем и тенденций, которые есть в нашем обществе. Родителям в погоне за местом в элитной школе невредно посмотреть на себя со стороны.
Фото с сайтов «Кинопоиск» и irecommend.ru