Успех сериалов «Место встречи изменить нельзя», «Ликвидация» и более поздних — «Художник», «Мур-мур», видимо, давно не давал покоя целой группе кинопродюсеров, и они решили снять новую историю о послевоенном противостоянии советской милиции и бандитов, только перенести действие в Горький. В этот город по самой массовой в СССР амнистии 1953 года после семи лет заключения возвращается бывший разведчик, фронтовик Иван Астафьев в исполнении Андрея Фролова. Он намерен начать жизнь с чистого листа: устроиться на работу, создать семью, в выходные гулять по набережным.
Режиссер — Сергей Коротаев,
серий — 8,
места съемок: Кострома, Московская область
Мы видим несколько открыточных, отрисованных графистами видов города с высокого правого берега на Стрелку, на собор Александра Невского без купола и креста, на Канавинский мост, а в остальное время в кадре знаменитые галереи торговых рядов… Костромы. Их столько раз показывали в разных фильмах, что они моментально узнаются с любого ракурса. Жители Нижнего Новгорода недоумевают, почему съемочная группа не стала работать, например, в районе Автозавода, где сохранился дух советской эпохи, или на территории Нижегородского кремля. Даже в центре Чебоксар можно было бы найти локации 50-х годов, тем более что вниманием кинематографистов мы не избалованы. В последний раз московские группы снимали у нас в 2010 году, это была «Реальная сказка».
Ну или хотя бы графистам дали задание создать побольше видов Горького, потому что при просмотре не покидает ощущение камерности, что действие происходит на двух улицах, набережной и деревянной пристани, а сам Горький — небольшой волжский городок. Хотя в начале 50-х там насчитывалось уже 800 тыс. жителей. Камера смотрит на гуляющих героев преимущественно снизу, видимо, чтобы в кадр даже в старинной Костроме не попало лишнего, а задний фон часто бывает пересвечен: солнце лупит прямо в объектив. Понятно, что снимать историческое кино в современных городах с проводами, рекламными конструкциями, кондиционерами очень сложно, но, в конечном счете, видеоряд влияет на атмосферу фильма. Может, тогда не стоило так акцентировать внимание, что это Горький? Просто какой-то город на Волге.
Когда в товарищах согласья нет
По сюжету, здесь орудует банда Харитона (Александр Балуев): грабит сберкассы, магазины, склады, не оставляя в живых никого из свидетелей, потому милиция не располагает даже словесным портретом главаря. А каждый налет — это десятки убитых. Для поимки Харитона из Москвы приезжает группа сотрудников МГБ во главе с майором Василием Найдовским (Алексей Макаров). Работать ему приходится в связке с местным управлением милиции. Май 1953-го. Сталина уже нет в живых. Для укрепления собственной власти Берия решает объединить МГБ и МВД. В фильме это почти не объясняется, и, видимо, зрители должны сами догадаться, что сотрудники органов там делят. Так, полковник милиции Щуплов (Борис Каморзин) очень плохо отзывается о МГБэшниках, которые должны влиться в их ряды. Найдовский, в свою очередь, все пытается заткнуть за пояс слишком резвого капитана Шведова (Алексей Барабаш), который просто путается у него под ногами. В общем, тяжело разрабатывать совместные операции по поимке преступников, когда согласья в коллегах нет, и один скрывает от другого свои мысли и действия.
В бандитском мире тоже все непросто, несмотря на четкую иерархию. Что интересно — Харитон не был на зоне, он не вор и не блатной, в налетах участвует всегда, но сам никого не убивает, при этом у него непререкаемый авторитет. На чем он держится? Все что мы знаем: он из раскулаченных и люто ненавидит советскую власть. Про убитых его ребятами работников складов и магазинов рассуждает просто: «У них ни мысли, ни воли — одно мясо. Какая им разница, кто из них отбивную сделает, наша кухарка или горкомовская. Смысл жизни их один — сдохнуть, стать котлетой».
И этим же обычным горьковчанам Харитон желает подарить привезенный на выставку в город алмаз «30 лет СССР». Вокруг этого камня и развернется все действие. «Алмаз я народу отдам, большевики же говорят, что все должно принадлежать народу, — рассуждает главарь банды. — Ювелиры попилят его, потом человек открывает почтовый ящик, а там конвертик с бриллиантиком и послание: «Трудовому народу от Харитона».
До этого он объяснял, что камень ему нужен не для личного обогащения, а чтобы насолить советской власти. Благородный разбойник Робин Гуд объявился в городе Горьком?
С алмазом, из которого Найдовский сделал приманку для Харитона, история получилась запутанной. С одной стороны, блестящий ход: подменить бриллиант в музее, выставив в витрине изящную подделку. А настоящий камень майор додумался спрятать в сейфе у главного редактора местной газеты. Более надежного места во всем Горьком не сыщешь. О секретном портфеле, который попросил приютить в редакции сотрудник органов госбезопасности, становится известно «аналитику», мозгу банды Харитона Горелику (Михаил Евланов). Несколько простых действий отмычкой — и алмаз в руках Горелика, который начинает свою игру, не посвящая в нее никого из банды. Теперь за камнем охотятся еще и правоохранительные органы. Найдовский прекрасно понимает, что на закрытие выставки приедет ювелир проверять подлинность бриллианта, и майор отправится по этапу.
КСТАТИ
В нашем телеграм-канале «Кинообзор», где у подписчиков есть возможность писать свои отзывы на фильмы, короткий комментарий к сериалу оставил начальник отдела пресс-службы Администрации Главы Чувашии Валерьян Андреев: «Сделан добротно, хоть и не без странностей в сценарии. Эпоха передана достаточно подробно. С алмазом, на мой взгляд, перемудрили».
Старая история на новый лад
Создатели определили жанр как детектив, но никаких загадок в сериале нет, это, скорее, обычная криминальная драма. Спасать алмаз приходится Ивану Астафьеву, который к тому времени уже был завербован Найдовским и внедрился в банду к Харитону. Прям-таки свежий неизбитый ход! «Место встречи изменить нельзя» проступает и в эпизоде, когда бандиты проникают в подвал музея через канализацию, а их там, в засаде, уже поджидают милиционеры во главе со Шведовым. И Астафьеву нужно найти какой-то уголок, чтобы не быть убитым ни теми, ни другими. А еще в банде он встречает старого знакомого, благодаря которому подозрительное отношение к невесть откуда взявшемуся новичку тут же сменяется уважением. В Астафьеве признают Люгера: заключенного, поднявшего бунт в лагере на Колыме. Но что там за бунт произошел, и какую роль сыграл в этом главный герой, зрителям до конца так и не объяснили.
Сидел он вообще-то за убийство, так сказать, превысил самооборону, но этот факт, а также разница в возрасте нисколько не смущают прекрасную девушку Тоню (Любовь Константинова). Она первая признается Астафьеву в любви, пытается его соблазнить и вообще готова умереть за него, а мы со стороны смотрим и понимаем, что в пару они никак не складываются. Или у Тони, как у Татьяны Лариной «пришла пора, она влюбилась»? Что вообще такая девушка, каждое появление которой как-то освещает эту темную историю, нашла в Астафьеве? Внешне он достаточно невзрачный, ведет себя с Тоней как чурбан. Может, конечно, есть в нем какое-то обаяние мужественности и силы, но экран оно не пробивает. Тем более, у героя несколько образов: и законопослушного гражданина, который идет на сотрудничество с Найдовским, и хладнокровного разведчика, прошедшего всю войну, и бывшего заключенного, который пытается стать своим в банде Харитона. И нигде и никому, даже бывшей возлюбленной, не выдать себя настоящего.
В принципе, в сериале можно было обойтись без любовной линии, но ее здесь еще и усилили. Вернувшись в родной город, Астафьев встретил свою довоенную любовь — Лиду, которую считал погибшей. Она думала про него то же самое и со спокойным сердцем вышла замуж за его друга — того самого резвого капитана Шведова. Екатерина Климова, сыгравшая Лиду, весь фильм проходила с заплаканными глазами. Узнав, что Астафьев жив и находится в Горьком, она, как и Тоня, начала осознанно ломать свою жизнь: оставила мужа и отдельную квартиру с фортепиано. Хотя логика подсказывает, что замужем за Шведовым Лида была дольше, чем до войны встречалась с Иваном. Так и осталось загадкой, чем Астафьев покорил обеих красавиц.
Финал истории получился каким-то скомканным, титры пошли неожиданно. После неудачного налета на музей Харитон почему-то размяк (у него первая неудача что ли?), и свои же его «слили». И никто нам не объяснил, отчего в главаре банды произошли такие радикальные внутренние изменения. Без Харитона начался захват власти, в котором решил участвовать и Люгер-Астафьев. Вообще огромный плюс сериала в том, что действие развивается быстро, долгих разговоров нет. Но к концу оно становится просто стремительным, и от того не всегда понятным.
А незавершенность любовной линии, по словам Андрея Фролова, исполнителя главной роли, решение осознанное. В интервью порталу kino-teatr.ru он рассказал, что они много спорили с режиссером, с кем же в итоге останется Астафьев, и договорились: пусть зрители додумают сами. Логичнее было бы — ни с той, ни с другой, потому что герой по своей натуре — одиночка, и присутствие женщины в его жизни является причиной ненужных переживаний. Как, в общем-то, и вышло с Лидой: если бы люди Горелика ее не похитили, то финал, наверное, получился бы более размеренным и без лишнего для криминальной драмы налета романтизма.