В преддверии Дня Победы вышли сразу три военных картины с Игорем Петренко: сегодня канал «Россия» завершает показ мини-сериала «Истребители. Битва за Крым», на платформе ВГТРК «Смотрим» доступны все серии «Адмирала Кузнецова», а в кинотеатрах идет «Блиндаж». В этом фильме Петренко играет роль второго плана: политрука Кравцова, но именно в его уста сценарист, продюсер Илья Куликов вложил одну из самых важных мыслей в фильме.
Режиссер — Марк Горобец,
продолжительность — 1 час 54 минуты,
места съемок: Псковская область, мемориал «Саур-Могила» в ДНР
«Блиндаж» идет почти 2 часа, и большая часть времени, к сожалению, отдана «стрелялкам». Это обычная экшн-драма, только действие разворачивается осенью 1941 года на Донбассе. Боев и динамики много, но из-за обилия графики с полетом пуль и снарядов и субъективной камеры (когда мы смотрим на происходящее глазами бегущего героя) все это выглядит компьютерной игрой. Много смертей, изувеченных осколками тел, но, когда у фильма нет сильной психологической составляющей, когда ты толком ничего не знаешь о героях и не переживаешь за них, то смотришь на бой абсолютно отрешенным взглядом. «Кравцов и Джанибеков (командир. — Прим. автора) убиты», — сообщает главному герою разведчица Света, но сердце от этой новости не сжимается.
Если создатели фильма думали, что современную молодежь можно заманить в кино на военную картину большим количеством экшн-сцен, то они явно просчитались. Вспомнить хотя бы «Праведника», который вошел в топ-5 самых смотрибельных фильмов 2023-его. Там за два часа экранного времени лишь несколько взрывов и никакой «мясорубки», но он держит у экранов внутренними драмами героев, он западает в душу, и кассовые сборы это подтвердили. С «Блиндажом» ситуация обратная: в первую неделю проката кинотеатры Чебоксар крутили его в каждом зале до 5 сеансов в день. Приходили единичные зрители, и на второй неделе количество сеансов сократили до одного-двух и поставили их в не самое удобное время. Наверное, этот провал создатели потом объяснят тем, что фильму было трудно конкурировать со «Сто лет тому вперед», который уже три недели удерживает лидерство в прокате. Ну, плохому танцору всегда что-то мешает…
Пошли по следам фильма «Мы из будущего», но не обошли его
А теперь, что называется, разберем по косточкам. Завязка сюжета напоминает фильм, ставший событием 2008 года, «Мы из будущего». В «Блиндаже» двое друзей из нашего времени перемещаются в прошлое, в самый разгар боев, где вдоль реки Миус немцы уже начинают строить свой укрепительный рубеж. Временным порталом становится откопанный молодыми людьми блиндаж. Возникает первый вопрос: что они такого натворили в жизни, что судьбе понадобилось перевоспитывать их войной? В «Мы из будущего» ответ очевиден: там один герой Яглыча чего стоит! Скинхед с наколкой, стилизованной под свастику, ходивший с сотоварищами по Москве с криками «Хайль Гитлер!»
Здесь же герой Александра Метелкина Сергей Игнатьев работает в Донецке на скорой, спасает людям жизнь. Его друг немец Пауль (Даниэль Литтау) — «черный копатель», но при этом он выучился на филолога в Москве, прекрасно говорит по-русски и знает историю Великой Отечественной лучше Сергея, хоть и объясняет это тем, что знание географии сражений необходимо ему для бизнеса по продаже наград и личных вещей найденных немецких солдат.
Что объединяет двух этих молодых людей? Как они познакомились, почему подружились? Какие у них общие воспоминания? За целых два часа экранного времени у создателей не найдется даже минутки нам это объяснить! Если это фильм о дружбе перед лицом опасности, так дайте нам предысторию этой дружбы! Почему в 41 году, рискуя жизнью, разойдясь по разные стороны фронта, Пауль и Сергей все-таки спасали друг друга?
В самом начале сюжета нам показывают конфликт Сергея со старшим врачом смены (Владимир Селезнев) в присутствии всего коллектива и объясняют: мол, руководителем подстанции скорой помощи назначили москвича, а не его, работавшего в самые тяжелые дни обстрелов города. Сергей тоже был направлен в Донецк из Москвы, и старший врач перенес на него свое раздражение или ревность. Сергей же крушит стулья и заявляет, что уволится. Вообще, к чему эта сцена? Чтобы объяснить, что он поехал с Паулем на раскопки ради денег?
Пауль за рулем машины пьет пиво, а потом выбрасывает бутылку в окно. Не в кусты, а прямо на асфальт, и ему все равно, что те, кто едут за ним, могут проколоть колеса. Ну слушайте, редкий немец кинет бутылку в окно — любовь к чистоте и порядку у них с молоком матери впитана. Хотите создать негативный образ главного героя, придумайте что-то более правдоподобное!
Вообще с правдоподобием в фильме проблемы. По советским позициям сначала бьет немецкая артиллерия, потом идут танки, а у главных героев даже нет касок. Вот Сергей бежит по траншее, из бревен летят щепки. Одной в висок достаточно, чтобы история оборвалась. Но главный герой, как заговоренный, — ни царапины! Идут в разведку — разговаривают. Ну просто свежим воздухом вышли в лес подышать!
Каким образом Сергей смог вернуться в наше время, в момент просмотра фильма я вообще не поняла. Пришлось потом читать в интернете. Оказывается, Пауль разгадал, как работает портал времени, поэтому крикнул Сергею, когда тот был уже на волосок от смерти: «Беги в лес!» А зрителям не надо объяснить разгадку? Поначалу же молодые люди думали: достаточно найти тот самый блиндаж, через который они попали в 1941-й год, и все произойдет само собой. Сергей нашел его, но телепортироваться не получилось. То есть на действительно важные для понимания сюжета моменты времени нет, а показывать бои и гибель советских солдат — есть? Мы что военных действий давно не видели, новости не смотрели? Не устаю писать из рецензии в рецензию, что для русского зрителя отсутствие смысла не заменить никакими спецэффектами. Герои могли и три часа бегать под пулями в лабиринте траншей, только кино от этого не стало бы лучше.
Почему картина «Мы из будущего» получила такую популярность? Потому что там все понятно: из-за чего ребята попали в 1942-й год и что они должны там сделать, без чего невозможно вернуться назад. Более того, невесть откуда взявшуюся четверку, хоть и с документами, свои же могли расстрелять в любой момент. Для нагнетания сюжета у главного героя в исполнении Данилы Козловского появился антагонист в лице персонажа Даниила Страхова — они влюбились в одну и ту же девушку. В «Блиндаже» возникновение из ниоткуда двух парней в одних гимнастерках (хотя остальные бойцы уже в шинелях, все-таки осень) никого особо не интересует. Они придумывают версию, почему Пауль говорит по-русски с акцентом, но никто на его речь не обращает внимания. Или всем некогда, потому что на прорыв идет немецкая танковая рота?
Выбор пути как момент истины
Самый живой и удачный момент в фильме, когда Пауль уговаривает Сергея перейти к немцам, чтобы остаться в живых. Он-то знает историю: русские вернутся сюда только в 1943-м, а сейчас вслед за ротой через Миус пройдет немецкая танковая армия — из защитников Донбасса не останется никого. А Пауль не хочет, чтобы его имя как павшего в неравном бою было выбито на мемориале «Саур-Могила», на который он поднимался до начала раскопок. И здесь опять неувязочка — этот памятник поставят тем, кто в 1943-м штурмовал высоту и шел на прорыв Миус-фронта, то есть не защитникам, а освободителям Донбасса.
Друзья находят в лесу машину с убитыми фашистами, и Пауль легко облачается в форму немецкого майора. Сергей не может к ней даже прикоснуться. Правда, местами мелькает мысль, что остановило его просто незнание немецкого и русское лицо. То есть правильно сделанный выбор позволил ему вернуться в наши дни?
В этой части фильма герой Игоря Петренко — политрук Кравцов и произносит самые важные слова, что он прекрасно понимает, что все они погибнут, но, приняв бой, прикроют других советских солдат, дадут им возможность выстроить новую линию обороны: «Стране нужно время, и мы дадим ей его столько, сколько сможем дать. А потом вернемся сюда, и нас уже никто не остановит!» Каждый день боев здесь — это время изготовить новый танк, самолет, новые снаряды, и поэтому смерть солдат не будет напрасной. Историки считают, что подвиг защитников Донбасса в 1941 году до сих пор не оценен в полной мере.
То ли выстраивая правильную политическую линию, то ли рассчитывая собрать кассу еще и в Беларуси, создатели вводят в сюжет разведчика Дениса Игнатьева из Минска, с которым главный герой находит немало общего, потому что бабушка Сергея как раз живет в Минске. При этом фильм словно полностью очищен от той идеологии, которая помогла советскому народу выстоять и победить. С именем Сталина в атаку здесь никто не идет. Есть намек на любовную линию: Сергею понравилась Света (других женщин на позициях нет, а она еще и разведчица, которая командует мужчинами), но этот сюжет не получает никакого развития. И еще, что задевает в «Блиндаже» — невозможно не обратить на это внимание — современные лица актеров. Конечно, тяжело найти молодых людей, которые были бы похожи на своих ровесников 1940-х годов, но здесь это просто какие-то пацаны из соседнего двора. Света (Вероника Мохирева) с небрежно заплетенной косой набок — вообще гламурная девчонка.
Понятно, что тягаться с советскими фильмами о Великой Отечественной современное кино просто не в состоянии. Те картины снимали фронтовики, и играли в них актеры, видевшие войну своими глазами. Но ведь если выстроить сюжет по канонам драматургии, продумать характеры и мотивы героев, для точности деталей пригласить историков-консультантов, то может получиться неплохое кино. Тем более что в истории войны столько героических лиц и эпизодов, постоянно рассекречиваются новые архивы, что хватит еще на много-много фильмов. И этот временной портал для кинематографистов не закроется никогда. Пока же получается, что зрители уже теряют веру в то, что современные режиссеры способны снять правдоподобную картину о Великой Отечественной войне.