Создатель едва ли не самых известных мелодий отечественного киноэкрана композитор Евгений Дога гостил на минувшей неделе в Чувашии. За один день он провел две встречи с поклонниками своего творчества – в Чебоксарском педагогическом колледже и в ядринской гимназии № 1.
Встреченный щедрыми аплодисментами при входе в педколледж, Евгений Дмитриевич сразу сел за рояль. Маэстро выдал на-гора солидный кусок из сочиненной им музыки к известному сериалу «Королева Марго». «В кино, как правило, музыка звучит кусочками по нескольку секунд, не больше, – сообщил он. – Поэтому при работе над очередным кинопроектом я изначально рассчитываю создать нечто большее. Вот и «Королева Марго» у меня преобразована в сюиту и балет. В декабре рассчитываю показать их на публике».
Наиболее популярным в народе кинотворением Евгения Доги, как известно, является вальс из вышедшего в 1978 году фильма «Мой ласковый и нежный зверь». В одних только загсах его сейчас, наверное, крутят никак не реже марша Мендельсона. Ну а общее число сотворенных Догой вальсов, по его собственному признанию, достигло полусотни.
– Я вообще стараюсь писать преимущественно инструментальную музыку, – поведал композитор. – А то певцы споют в моем произведении песню, а потом начинают требовать с Доги авторское вознаграждение как за «свое». А ведь это только кажется, что отличная музыка получается спонтанно. Не дай бог, чтобы какая-нибудь скрытая камера ненароком зафиксировала те творческие муки, через которые приходится проходить от возникновения замысла до его воплощения.
Кстати, в Чувашию Евгений Дмитриевич прибыл по приглашению директора Республиканского архива электронной и кинодокументации Николая Медведева, который примерно год назад во время одной из московских служебных командировок «с трепетом» (как сказал он сам) познакомился с живым классиком. Ну а Дога, как оказалось, всегда готов к «погружению в глубинку».
«Однажды были мы с группой артистов в Кировской области и попросили принимающую сторону отправить всех куда-нибудь подальше, – не замедлил припомнить маэстро. – А дело было в разгар осени, места в тех краях и без того вязкие. В общем, дороги в округе превратились в сплошные болота. «Ничего, – сказали мы на это. – В глубинку можно доехать и на тракторе. Только прицепите к нему фургон с фортепиано». Так и добрались через несколько часов до какого-то хутора, где в пяти домах обитало всего девять человек. И мы предстали перед этими бабушками во фраках. А они потом признались, что никогда в жизни не видели ничего подобного, и все время порывались целовать наши руки. Так вот, я не помню, сколько раз в жизни принимал участие в кремлевских правительственных концертах, но эту поездку в вятские болота запомнил навсегда».
За общением с чебоксарцами Евгений Дога едва не забыл, что ему пора отправляться в Ядрин. Напоследок корреспондент «СЧ» успел поинтересоваться у композитора: «Вы в первый раз широко прогремели фильмами «Лаутары» и «Табор уходит в небо» с вашими обработками цыганской музыки. Долго приходилось предварительно общаться с этим народом?»
– Там вообще нет цыганской музыки, – в ответ улыбнулся Дога. – Я просто использовал кое-каким образом переработанные соответствующие мотивы. Причем вышло настолько удачно, что и сами цыгане отныне свято верят: звучащая в этих двух фильмах музыка и есть подлинно цыганская.
Опубликовано: 3 июня 2010 г.