Мэтр зрит в самое сердце

Всемирно известный кардиохирург Лео Бокерия производит впечатление вполне земного человека, хотя его пациенты готовы молиться на него как на бога. Он приехал в Чебоксары только на один день, чтобы прооперировать трех человек. А в перерыве между операциями в республиканском кардиодиспансере встретился с журналистами, не успев даже снять зеленый хирургический костюм.
Лео Бокерия, директор Научного центра сердечно-сосудистой хирургии им. А.Н. Бакулева прилетел ночью самолетом, а его бригада, с которой он всегда оперирует где бы то ни было, приехала накануне, чтобы осмотреть больных, готовых к операции. Лео Антонович после перелета и первой проведенной операции, которая продолжалась более 2,5 часов, выглядел свежим и бодрым. «Вы, кажется, ничуть не устали?» — удивились внимательные репортеры газет, радио и телевидения. Бокерия сначала ответил с юмором: «Я тут напомадился, выпил кое-что…» Но тут же посерьезнел: «Конечно, я слежу за своим режимом очень давно. Когда-то много лет работал в барокамере и горжусь, что получил за это Ленинскую премию. А туда нельзя было даже с насморком зайти. С того времени привык очень серьезно относиться к своей работе. Стараюсь шесть часов поспать, не злоупотребляю едой». Выдержав паузу (журналисты не вклинились в нее, ожидая продолжения), Лео Бокерия упомянул и про диету американских астронавтов (сейчас ее называют кремлевской) — овощи только свежие, мяса — сколько угодно, но вареное. «Я за этим не слежу, но в принципе придерживаюсь. Хотя два раза в неделю могу столько хлеба с маслом съесть — и больше ничего. А вот соль и сахар исключил. И, конечно, физическая активность. Стою по 8-10 часов на операциях, кроме того, есть велотренажер (посоветовал всем, перешагнувшим за 50 лет, суставы разминать, — Ред.). И еще — беговая дорожка. А самое главное, есть такой принцип — надо!»
Поездку в Чебоксары директор института, где ежегодно делают свыше трех тысяч высокотехнологичных операций, назвал удобным поводом: «Мы давно работаем с Чувашией, у нас с ней хорошие связи, в чем помогает и Ольга Шарапова (бывший министр здравоохранения ЧР, — Ред.). Отслеживаем, где можно поднять на новый уровень кардиологию. Здесь очень благоприятная обстановка с точки зрения поддержки новых технологий. Мы привезли большую бригаду известных хирургов, ведущих анестезиологов и реаниматологов».
На вопрос, специально ли подбирали больных для операции, ответил, что условием было коронарное шунтирование. У только что прооперированного больного сложный случай — мог умереть в любой момент из-за остановки сердца. «Операция прошла без каких-либо проблем. Прогноз должен быть благоприятным». Ничего из оборудования москвичи с собой не привезли: «Здесь оно хорошее, в том числе наркозный аппарат. А привезли все, что называется одноразовым». Во время операции профессор заметил и оценил профессионализм чебоксарских хирургов: «Очень симпатичным показался один ассистент. Профессионально, конечно. Очень хорошее впечатление оставил — знает все». И, возвращаясь к теме приезда: «Есть постановление Правительства России о помощи больным сосудистого профиля. Мы назначены курировать определенные регионы. Чувашия — один из этих четырех регионов. В скором времени будем обучать у себя специалистов из вашей республики».
А на вопрос, чем объяснить, что в России больше всего больных сердечно-сосудистыми заболеваниями, последовал ответ: «В Америке, например, истребили такие факторы риска, как курение и алкоголь, научили, как подбирать режим питания. Американцы бегают, у них спорт развит, и они заразили этим всю Европу. А у нас за 20 с лишним лет произошли колоссальные изменения, стрессовые ситуации накапливаются, стало больше разводов, брошенных детей, никто не обращает внимания на гипертонию. А гипертония — это инсульт».
Пообщавшись с журналистами (разговор шел в том числе о нацпроекте «Здоровье» и других аспектах современной медицины), Лео Бокерия заспешил на следующую операцию, успев все же оставить свой автограф специально для читателей «ЧН».

Тэги:
Без рубрики


Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.