Сегодня собственники жилья сами выбирают способ управления домами – или передают полномочия управляющим компаниям, или ТСЖ создают. Но при любой форме управления жильцы должны скрупулезно контролировать деятельность тех, кому доверили свои кровные деньги. Иначе жди неприятностей…
ДОВЕРЯЙ, ДА ПРОВЕРЯЙ
В шоке пребывают жильцы дома № 6 по проспекту И. Яковлева, узнавшие, что главбух ТСЖ «Союз» Любовь Иванова, она же кассир по совместительству, с 2007-го по 2009 год присваивала часть денег, переданных жильцами на содержание дома и оплату коммунальных услуг. А в общей сложности положила в свой карман свыше 850 тысяч неоприходованных рублей, в чем и призналась следователю. Уголовное дело с обвинительным заключением уже в суде. Но вернутся ли в кассу деньги?
А непорядок в деятельности правления ТСЖ, где с 2003 года председательствовала Светлана Мусатова, был замечен задолго до этого скандального события. Люди обратили внимание на постоянно растущие долги за отопление. В позапрошлом году несколько инициативных жильцов (слава богу, не все надеются на соседа) при случайной проверке начислений за 2006–2008 годы обнаружили, что тарифы завышены. Общая переплата по дому составила 220 с лишним тысяч рублей против сумм, выставленных в счетах-фактурах ООО «Коммунальные технологии». Пошли обращения в прокуратуру и контролирующие органы. Жильцы также жаловались на то, что неправильно начисляются платежи и за другие коммунальные услуги. Были претензии к председателю товарищества и по поводу необоснованно увеличенных затрат на ремонтные работы, при этом их качество, мягко говоря, оставляло желать лучшего. Но более всего жильцов удивляло, что деньги с них брали исправно, а то и сверх положенного, а ТСЖ все глубже увязало в долгах перед поставщиками коммунальных услуг.
Короче, накопилась куча проблем. Члены ТСЖ, уже не доверяя Мусатовой, дважды пытались свергнуть ее с председательского поста. Но удалось это сделать лишь в апреле прошлого года. Да и то после того, как обратились за поддержкой к главе Ленинского района Чебоксар А. Зайцеву, обрисовав сложную обстановку и нежелание Мусатовой проводить годовое отчетное собрание, хотя время подошло.
– Светлана Федоровна заявила следователям, что давно хотела уйти с председательской должности, да не отпускали, – говорит председатель нынешней ревизионной комиссии Ю. Степанов. – Только вот в день собрания при представителе администрации, участковом уполномоченном милиции, жильцах повела себя очень странно – упорно не желала впустить людей в помещение, где находилось правление и хранились все документы ТСЖ, доказывая, что предстоящее собрание незаконно. Пришлось болгаркой распиливать дверной замок, благо участковый был рядом.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ НИ ПРИ ЧЕМ?
После избрания нового руководства ТСЖ, ревкомиссия (тоже в новом составе) учинила проверку финансово-хозяйственной деятельности, тогда и вскрылись махинации с деньгами жильцов. Хищение 850 тысяч рублей из кассы впоследствии подтвердит и судебная экспертиза, проведенная в рамках уголовного дела. А вот «старая» ревкомиссия, работавшая под началом С. Мусатовой, ежегодно докладывала, что баланс доходов и расходов сходится…
То, что главбух призналась в присвоении денег, со счетов не спишешь. Однако члены товарищества негодуют по поводу того, что бывший председатель как бы ни при чем, проходит по делу свидетелем. Между тем люди полагают, что и она в ответе за финансовый бардак в ТСЖ. И даже в первую очередь. А может, и самой кое-что перепадало из «общака» за счет не оприходованных бухгалтером денег? Следствие этим вопросом не занималось, так что это всего лишь предположения. Но, как говорится, на каждый роток не накинешь платок, тем более на роток жильцов, которых так цинично обокрали. С. Мусатова заявила в ходе следствия, что ничего не знала о проделках Ивановой, та по договору несла полную материальную ответственность. Кроме того, по приказу председателя на главбуха была возложена «вся административная и моральная ответственность за ведение бухгалтерского учета и отчетности».
Это с одной стороны. А с другой, когда главбуха-кассира не было, говорят активисты ТСЖ, С. Мусатова (не материально ответственное лицо) сама принимала деньги, проставляя в квитанциях суммы, печать ТСЖ и свою подпись. Она же в конце дня забирала к себе домой собранную с жильцов сумму, которую потом относила в банк или отдавала наличными поставщикам услуг. В правлении имелся журнал кассира-операциониста, где отмечался фактический приход денег, и председатель была обязана проверять его в порядке контроля. Но в том журнале нет ни одной ее росписи. Сама же С. Мусатова в ходе следствия заявила, что главбуху она доверяла и не проверяла суммы, пробитые на кассовой ленте, внесенные в кассовую книгу и в расходный кассовый ордер.
А если бы проверяла, возмущается нынешнее руководство ТСЖ и председатель ревизионной комиссии, то могла бы вовремя пресечь хищение денег. Даже странно, что руководитель не интересуется, какими деньгами ТСЖ располагает при куче хозяйственных дел и долгов перед поставщиками, тут бы за каждую копейку трястись надо. И считают, что уж халатность со стороны председателя очевидна, а это уголовная статья. Нынешний председатель ТСЖ В. Ерошкин шлет в правоохранительные органы заявления с просьбой возбудить еще одно уголовное дело. А председатель ревкомиссии Ю. Степанов сообщает, что выявленная сумма недостачи, проходящая по уголовному делу, – это еще не все. Очередная проверка показала, что и в 2006 году в кассе был недобор денег. Похоже, что касса разворовывалась продолжительное время, отсюда и большие долги перед поставщиками услуг.
А еще выяснилось, что еще в 2005 году Светлана Федоровна передала свою квартиру в собственность дочери. Никто из членов правления об этом не знал. А ведь по закону с момента отчуждения жилья членство в ТСЖ автоматически прекращается. То есть, начиная с того года, Мусатова председательствовала, не имея на то никаких законных полномочий. В общем, оснований поминать бывшего председателя недобрым словом у жильцов достаточно.
В ОСОБОМ ПОРЯДКЕ НЕ ВЫШЛО
А тут еще суд подсыпал соли на раны. Он известил, что намерен постановить приговор в отношении бывшего главбуха без судебного разбирательства, то есть в особом порядке. Об этом просила обвиняемая. Только вот представитель потерпевшей стороны не давал согласия на «особый порядок», что предусмотрено уголовным законодательством. Понятно, что подсудимая, признавшая свою вину, по закону может рассчитывать на наказание ниже низшего предела, установленного статьей УК РФ за крупную растрату (максимальная – до 6 лет лишения свободы). И, возможно, члены ТСЖ были бы сговорчивее, получи назад в кассу украденные деньги, их как раз бы хватило на покрытие долгов поставщикам услуг, сумма которых на нынешний день свыше 720 тысяч рублей. Увы… Суд, выслушав мнение представителя ТСЖ, изменил решение насчет «особого порядка», сейчас идет обычный судебный процесс с участием свидетелей и изучением материалов.
А вообще по таким делам не мешало бы проводить показательные процессы, в том числе и для председателей и членов ревкомиссий ТСЖ, которых у нас немало. А больше для обычных жильцов, чтобы не только не игнорировали собрания, а сами требовали их проведения, проявляли больше интереса к работе правления. И не привыкали к мысли, что раз есть председатель и главбух, то всем остальным можно расслабиться…