Чувашский драматический театр отметил 105-летие

Спектакль как энциклопедия народной жизни

…Москва, июнь 2004 года. В Екатерининском зале Кремля собрались писатель Валентин Распутин и художественный руководитель «Сатирикона» Константин Райкин, легенда отечественного кино Юрий Яковлев, звезда фильма «Кукушка» Вилле Хаапасало… Наград у Чувашского академического драматического театра имени К.В. Иванова много, от дипломов фестивалей «Туганлык» и «Науруз» до Гран-при конкурса «Коляда-Plays». Но церемонию вручения Государственной премии России, полученной из рук Президента страны Владимира Путина, отметивший 105-летие коллектив помнит до сих пор.

Дату юбилейного концерта художественный руководитель театра Валерий Яковлев выбрал не случайно — именно 27 января 1918 года в Казани был дан первый спектакль. Через пару лет труппа переехала в Чебоксары, став проводником между классиками мировой драматургии Уильямом Шекспиром, Фридрихом Шиллером и Жаном-Батистом Мольером, зазвучавшими в переводе, и жителями республики, привозимыми из районов целыми автобусами. Словно в подтверждение этого в фойе разместили костюмы из постановок 1960-х годов «Ромео и Джульетта» и «Коварство и любовь», а на сцене показали фрагменты из недавних премьер «Чунăм, Лиза-Акулина» (Барышня-крестьянка) по мотивам повести Александра Пушкина и «Уйрăлу каçĕ» (Ночь прощания) по пьесе советской писательницы Веры Пановой.

Постановки театра видели в Москве и Санкт-Петербурге, Ярославле и Екатеринбурге, Оренбурге и Орле. Многие из них («Ежевика вдоль плетня», «Свет далекого счастья», «Дом Бернарды Альбы») не только ознаменовали новый виток развития чувашского искусства, но и стали громким словом в многонациональной культуре страны. А на инсценировку повести «Прощание с Матерой» дал добро сам автор Валентин Распутин. Режиссер Валерий Яковлев побывал в гостях у писателя, поделился своим видением произведения и прислал ему видеозапись спектакля.

Но и о своих не забывали. Например, в выпуске драмы «Ялта» (В деревне) в 1922 году участвовал сам автор Федор Павлов. Считая театральное искусство первостепенным носителем национальной культуры, он подбирал головные уборы, реквизит и выстраивал мизансцены (главные роли сыграли основатель театра Иоаким Максимов-Кошкинский и одна из первых актрис Ольга Ырзем). Их имена наряду с народными артистами СССР Верой Кузьминой, Алексеем Ургалкиным и Борисом Алексеевым, режиссерами Георгием Парне, Леонидом Родионовым и Петром Осиповым, вошедшим в историю как прославленный врач, художниками Павлом Дмитриевым и Владимиром Мазановым не могли не назвать. Почтили память и великих МХАТовцев Михаила Тарханова и Василия Орлова, а также соратника Георгия Товстоногова, профессора кафедры режиссуры Аркадия Кацмана, обучавших ребят из Чувашии в ГИТИСе и ЛГИТМиКе (их воспитанники Анна Кутузова, Валентина Трифонова и Николай Григорьев заняли почетные места в зале).

ВАЛЕРИЙ ЯКОВЛЕВ,
худрук театра, народный артист СССР:
«Во все времена, начиная с древнегреческой трагедии и заканчивая мейерхольдовскими экспериментами в биомеханике, театр был наставником, учителем, старшим товарищем. Сегодня его воспитательная функция особенно усилилась — современным людям важно фильтровать видимое и слышимое, то есть определять, что хорошо, добротно, достойно внимания, а что плохо, низко, второсортно. Мы всегда пытаемся идти навстречу зрителю, отвечая на его запросы как по части репертуара, так и относительно постановочных средств. Но стараемся не опускать заданную планку и не скатываться до дешевого заигрывания с публикой, эффектов ради эффектов, ведь театр — это камертон нравственности и вкуса».

Однако наиболее пристальное внимание Федор Павлов уделял музыкальному оформлению, включив в пьесу «В деревне» десяток лирических, бытовых и рекрутских песен, которые использованы и в новой версии постановки 2005 года. Ведь именно мелодия с ее неповторимой интонацией и ритмикой способна наиболее полно отразить черты народного характера и менталитета. Сам же национальный спектакль — не просто вымышленное действо, а энциклопедия жизни. Здесь мы видим обряд чувашской свадьбы с настоящим плачем невесты и проводы в армию, когда в качестве оберега мать завязывала на груди призывника вышитые полотенца, благословляя на счастливую дорогу. Или молодежные посиделки «улах» с танцами, игрищами и рукоделием со всевозможными прялками, веретенами, пяльцами и куделями, создающими на сцене атмосферу музея под открытым небом.

Вместе с тем Чувашский театр — не только хранитель традиций, но и лаборатория современной драматургии на родном языке (с 2022 года в республике проводится конкурс чувашских пьес). Большой популярностью у зрителей пользуются комедия Арсения Тарасова «Туя туй пек тăварр-и?» (Не сыграть ли свадьбу?) и драма о тяготах Великой Отечественной войны «Инкеклĕ телей» (Счастье горькое) по рассказу нашего прозаика Юлии Николаевой. Инсценировку написал председатель Союза театральных деятелей Чувашии Сергей Павлов, сыгравший вернувшегося с фронта солдата. Кульминацией спектакля стал монолог матери в исполнении Нины Яковлевой, которая вышла сегодня на подмостки с ветеранами театра Ниной Григорьевой, Любовью Федоровой и молодым поколением актеров.

«Желаю сохранить все то, что достигнуто за годы долгой работы…»

Дорогими гостями вечера были Глава Чувашии Олег Николаев и председатель Союза женщин Чувашии Наталья Николаева. «Желаю сохранить все то, что достигнуто за годы долгой работы, реализовать самые смелые идеи и достичь новых высот», — сказал Олег Алексеевич. Почетные грамоты и благодарности артистам театра и сотрудникам постановочных цехов вручили председатель Комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков, министр культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашии Светлана Каликова, глава администрации г. Чебоксары Денис Спирин, заместитель председателя Госсовета Чувашии Ольга Петрова. Также в адрес юбиляра поступили поздравления от коллег из Татарстана, Мордовии, Удмуртии, Марий Эл и председателя Союза театральных деятелей России Александра Калягина.

Опубликовано: 30 января 2023 г.


Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.