Прокурор Чувашии рассказал о важных направлениях работы надзорного ведомства
Традиционное интервью с прокурором Чувашии Андреем Фоминым в этом году немного вышло за привычные рамки. В том смысле, что проходило оно в редакции «Советской Чувашии», а не в прокуратуре, как было заведено. Но встреча как всегда была очень полезной — несмотря на то, что Андрей Валерьевич в силу своей профессии человек сдержанный и «закрытый», он интересный и приятный собеседник.
— Наверное, вопрос номер один сейчас — это прошедшая частичная мобилизация. Мы проводили в прошлом году брифинг на эту тему, который показал, что прокуратура очень быстро и четко выстроила тогда все законодательные аспекты. Ведь не все структуры смогли должным образом отреагировать на частичную мобилизацию первые несколько дней. Как прокуратура следила за законностью ее проведения, и кто в надзорном ведомстве отвечает за соблюдение прав уже мобилизованных граждан?
— Вы правы, действительно, это вопрос номер один, который беспокоит не только жителей нашей республики, но и всей страны. Прокуратура Чувашии тщательно следила и следит за законностью ее проведения. Но, я думаю, здесь не только наша заслуга. Это заслуга, прежде всего, органов власти республики. Что называется, не было бы счастья, да несчастье помогло. Помните первый «ковидный» год, когда заработал оперативный штаб по коронавирусу? Уже тогда принятие решений, их выработка и реализация — все было наработано, появился определенный опыт.
В первое время, в период так называемого активного проведения частичной мобилизации, мы основной акцент делали на законность призыва каждого конкретного гражданина. Это что касается именно мероприятий по призыву граждан. Во все территориальные призывные комиссии были включены сотрудники прокуратуры, в республиканскую комиссию был включен первый заместитель прокурора Чувашии. И когда возникали спорные моменты, то многие вопросы снимались прямо на местах. Мы вместе с остальными членами комиссии по каждому конкретному человеку проверяли — соответствует ли он всем необходимым критериям, подпадает ли под частичную мобилизацию.
При этом, надо сказать, что за все время проведения частичной мобилизации по нашей инициативе всего два лица, имеющие право на предоставление отсрочки от военной службы, возвращены из воинских частей. Это отец троих детей и студент, который во время мобилизации учился в высшем учебном заведении.
Также работала «горячая линия», она и сейчас работает, и звонки поступают до сих пор. Это, видимо, более привычная форма обращения в прокуратуру. На сегодняшний день поступило более 180 жалоб по вопросам мобилизации. Сроки рассмотрения жалоб были сокращены до трех дней. В основном по ним велась разъяснительная работа, почему было принято то или иное решение. Сейчас в судах находится шесть исков на рассмотрении. Это случаи, когда люди не согласились с решениями призывных комиссий и захотели их обжаловать. Мы эти вопросы тоже перепроверяли и, в принципе, признали решение комиссий законным.
В настоящее время, когда активная фаза мобилизации завершена, акцент нашей работы сдвинулся на предоставление органами власти республики всех необходимых мер поддержки, как самим мобилизованным гражданам, так и членам их семей. Повторюсь — в наши полномочия входит контроль над предоставлением именно республиканских мер поддержки. А это единовременная денежная выплата в размере 50 тысяч рублей лицам, призванным на военную службу по мобилизации, ежемесячная стипендия в размере двух тысяч рублей для детей мобилизованных, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, обеспечение их бесплатным питанием, льготное посещение республиканских организаций культуры и физкультурно-спортивных организаций, а также некоторые другие меры.
— Все признают, что у нас в обществе по причине проведения спецоперации произошла консолидация. Есть такое понимание, что в этот момент, когда общество объединяется, то становится меньше правонарушений. Андрей Валерьевич, если взять коррупционные преступления — их не стало в прошлом году меньше?
— Хочу отметить, что в целом изменилось само отношение общества к коррупции. Сегодня вы едва ли встретите человека, который оценит коррупцию как положительное явление. Можно констатировать, например, что удалось победить открытое мздоимство и прямое вымогательство взяток с граждан со стороны отдельных недобросовестных чиновников. Такие факты наблюдались и в 90-х, и даже в 2000-х годах. Но работа правоохранительных органов привела к тому, что число ежегодно совершаемых в регионе коррупционных преступлений серьезно снизилось. Факты вымогательства взяток практически сошли на нет. Например, по итогам 11 месяцев 2022 года выявлено 22 преступления, связанных с получением взятки. Среди привлекаемых к уголовной ответственности есть и чиновники, и правоохранители, и должностные лица государственных учреждений.
Цифры
В Чувашии в 2022 году прокуроры приняли участие в рассмотрении 5139 уголовных дел,
в отношении 7 лиц вынесен оправдательный приговор,
300 приговоров пересмотрены вышестоящим судом по требованию прокуратуры.
Также принято прокурорами участие в рассмотрении 6101 гражданского дела.
— 15 лет назад в органах прокуратуры было создано специализированное антикоррупционное подразделение, изменился ли подход к работе и выявлению таких нарушений за это время?
— Конечно, с момента образования этого подразделения в работе прокуратуры республики изменилось очень многое. В первую очередь это связано с активным внедрением информационных и цифровых сервисов, используемых для анализа имущественного положения чиновников и проверки их возможной аффилированности. Всеми прокурорами на местах активно используется Система межведомственного электронного взаимодействия Генеральной прокуратуры Российской Федерации, которая позволяет избежать бумажной волокиты при направлении запросов истребования информации.
Приведу самый свежий пример. В декабре прошлого года по материалам прокуратуры Ядринского района республики возбуждено уголовное дело по факту хищения бюджетных денег в сумме более семи миллионов рублей при выполнении работ по рекультивации свалки твердых коммунальных отходов. Выявление данного факта стало возможно в том числе вследствие использования современных способов информационного обмена прокуратуры с регистрирующими органами, а также органами контроля и надзора.
— Могут ли простые граждане или журналисты помочь прокуратуре и правоохранительным органам в пресечении коррупционных проявлений? Каким образом это можно сделать?
— Помощь любого неравнодушного гражданина очень важна. А роль журналистского сообщества в борьбе с коррупцией вообще неоценима. Каждое сообщение в средствах массовой информации и сети интернет о нарушениях в сфере закупок, использовании государственной и муниципальной собственности, расходовании бюджетных средств нами отслеживается. По таким обращениям организовываются проверки, в рамках которых дается оценка аффилированности и личной заинтересованности должностных лиц.
Мы понимаем, что не каждый гражданин наберется смелости, чтобы во всеуслышание заявить о взяточниках или мздоимцах. Поэтому в прокуратуре республики ведется прием граждан, в ходе которого любой желающий может на условиях конфиденциальности сообщить о фактах коррупции, с которыми он столкнулся, или ее признаках. Например, о фактах приобретения чиновником дорогостоящего имущества, стоимость которого значительно превышает доходы семьи, в том числе оформленного для конспирации на родственников и третьих лиц. Даже если человек не хочет себя идентифицировать, и мы имеем дело с так называемой анонимкой, конечно же, не даем ответ такому человеку, но данную информацию всегда проверяем. Потому что поступил сигнал, и мы должны на это среагировать.
— Еще несколько лет назад серьезным проблемным вопросом в Чувашии было погашение задолженности по заработной плате работникам Чувашавтотранса и некоторых других предприятий. А как сейчас обстоят дела со своевременностью выплаты зарплат в Чувашии? Остались ли крупные должники? Реально ли получить хоть часть своих денег бывшим работникам предприятий, которые уже давно признаны банкротами?
— С начала 2022 года размер долга организаций республики по заработной плате снизился на 23% и к концу года составил 24 миллиона рублей. Конечно, это немало, но если вспомнить тот же Чувашавтотранс, где размер долга переваливал за 100 миллионов рублей, то ситуация уже не кажется такой критической. Из этих 24 миллионов рублей 21 миллион приходится на предприятия-банкроты, которые сейчас не занимаются производственной деятельностью. Это старые долги. И самый большой долг у типографии № 1 — порядка 12 миллионов рублей.
Всего по итогам активного прокурорского вмешательства в прошлом году гражданам выплачена заработная плата на сумму свыше 27 миллионов рублей. Посредством мер прокурорского реагирования, в том числе под страхом возбуждения уголовного дела, мы принуждаем нерадивых предпринимателей и организации исполнить основную обязанность — выплатить своим работникам заработную плату.
При этом всегда дается уголовно-процессуальная оценка действиям руководства предприятия, которые допускают невыплату заработной платы больше двух месяцев. Таких уголовных дел на сегодняшний день возбуждено 22. Из этого числа 19 дел возбуждено по материалам прокурорских проверок. Хочу отметить, что практически по всем уголовным делам по окончании следствия задолженность по заработной плате возмещается. Наша цель не привлечь кого-то к уголовной ответственности, а в том, чтобы люди за свою работу получили заработную плату.
— Люди, которые не получают зарплату, должны понять, почему это происходит. Иногда работодатели в моменты, когда у них финансовые трудности, просто не разговаривают со своими сотрудниками…
— У меня есть такое ощущение, что таких ситуаций становится все меньше и меньше. Я думаю, что все-таки руководители предприятий и организаций осознают ответственность перед своим коллективом.
— Мы упомянули ковид, СВО — предпринимателям, малому и среднему бизнесу было вдвойне тяжело и тогда, и сейчас. В связи с введенными против РФ санкциями правительство и профильные ведомства ввели ряд послаблений в качестве помощи предпринимателям. Как вы оцениваете эффективность данных мер в Чувашии? Как надзорное ведомство смотрит за тем, чтобы все меры поддержки неуклонно соблюдались?
— Конечно, бизнес находится в тяжелой ситуации. Здесь также принимаются меры государственной поддержки, на республиканском уровне — целый комплекс мер поддержки предпринимателей. Проводимая на этом направлении работа с участием всех органов государственной власти республики, уполномоченного по правам предпринимателей и общественных структур бизнеса находит свое отражение в рейтинге региона в федеральном индексе административного давления. За три прошедших года республика в нем поднялась с 44 на 25 место.
Последние несколько лет все плановые и внеплановые проверки бизнеса необходимо согласовывать с прокуратурой. В прошлом году, например, путем проведенного анализа каждого обращения контролирующих органов мы отказали в проведении 65% внеплановых проверок субъектов предпринимательства, поскольку для этого не было достаточных оснований. Но нельзя сказать, что мы безрассудно отказываем контролерам в проведении проверок. В тех случаях, где это явно необходимо и есть угроза жизни и здоровью людей, — проверка однозначно согласуется.
— Еще один ежегодный вопрос, который мы с вами поднимаем в интервью — обращения граждан. По итогам 2021 года «лидерами» по тематике обращений граждан в прокуратуру стала деятельность службы судебных приставов, дороги и ЖКХ. Поменялись ли приоритеты в 2022 году?
— Сегодня есть такая тенденция, что количество обращений снизилось, но количество удовлетворенных обращений увеличилось. Самое большое количество жалоб по вопросам ЖКХ — на действия управляющих компаний…
— Это какой-то особенный рост произошел? Вообще, есть ощущение, что вопросы ЖКХ — извечная тема. Проблемы просто не заканчиваются.
— Нет, они и были, но просто проблемы в ЖКХ, вы же сами понимаете, многолетние, их быстро не решить… В общем же по всем направлениям в 2022 году прокурорами признаны обоснованными свыше 3,5 тысячи обращений граждан, из них более двух тысяч касались реализации социальных прав. Признано обоснованным каждое пятое из разрешенных обращений. По результатам проведенных прокурорами проверок выявлено пять тысяч нарушений закона, для устранения которых внесено свыше четырех тысяч актов прокурорского реагирования.
На особом моем контроле находились обращения граждан, оставшихся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей. Нами были приняты дополнительные меры по восстановлению их нарушенных жилищных прав. Неоднократное информирование прокуратурой республики уполномоченных органов власти и должностных лиц способствовало увеличению в 2022 году бюджетных расходов на приобретение жилья для данной категории граждан на 175,7 миллиона рублей. В настоящее время уже приобретено 304 жилых помещения.
— Прокурор большей частью населения в первую очередь воспринимается как человек, поддерживающий обвинение в суде по уголовным делам. С учетом вашей нагрузки и нехватки времени, удается ли вам лично участвовать в судах? Какие, на ваш взгляд, самые интересные или значимые уголовные и гражданские дела в 2022 году рассматривались в Чувашии?
— Да, действительно, прокурор у большинства населения ассоциируется исключительно с государственным обвинителем, который в ходе судебного процесса от имени государства осуществляет уголовное преследование злоумышленников. Иначе говоря, прокурор и государственный обвинитель в уголовном процессе — это понятия равнозначные, поэтому здесь никакой ошибки нет, ведь в настоящее время участие прокурора при рассмотрении абсолютно всех уголовных дел является обязательным.
Эта работа, безусловно, является одной из основных в работе прокурора, поэтому, несмотря на занятость, я лично, так же как и практически все работники прокуратуры, поддерживаю обвинение по уголовным делам. Конечно, все они относятся к категории особо тяжких преступлений, в первую очередь связанных с насильственным лишением жизни. Всего я и мои заместители в 2022 году приняли участие в рассмотрении 16 уголовных дел.
Что касается интересных и значимых уголовных дел, рассмотренных в 2022 году, то одним из уникальных я считаю рассмотрение уголовного дела с участием присяжных заседателей в отношении жителя Мариинского Посада. Он обвинялся в совершении шести преступлений различной тяжести, в том числе неочевидного убийства с предположительным сокрытием трупа в реке Волга. Несмотря на то, что труп не найден до сих пор, нам удалось убедить коллегию присяжных в его виновности, представив им ряд неопровержимых доказательств. В результате обвиняемый был признан виновным по каждому из инкриминируемых ему составов преступлений.
— Для нас прошлый год запомнится, помимо прочего, еще и тем, что вы переплыли Волгу. Меня это, скажу честно, удивило! Признаюсь, я узнал об этом из соцсетей, увидел фотографию людей, среди которых человек, похожий на вас, и подпись, что эти люди переплыли Волгу. Неужели такой заплыв так легко дался вам?
— Я бы не сказал, что это легко, но и не тяжело. Мне кажется, что для человека самое тяжелое — борьба с самим собой, с ленью, с какими-то собственными страхами. Я постоянно хожу в бассейн и стараюсь активно поддерживать свою физическую форму. Это ведь не просто надел плавки и поплыл. В этом заплыве также участвовало больше ста человек. Там были ребята-триатлонисты, моложе меня, которые специально готовились именно к этому заплыву. И когда меня пригласили поучаствовать, подумал — почему бы и нет, но смогу ли я? Все-таки серьезная дистанция. Уложился где-то в 57 минут. Даст бог здоровья, может, на следующий год попробую улучшить свой результат.
— Прошлый год был годом трехсотлетия прокуратуры. Этот год — триста первый. В самом его начале у вас есть возможность обратиться к своим сотрудникам с неким посылом, каким будет год в плане работы, по каким направлениям, и на что им стоит обратить внимание в первую очередь?
— Я поздравляю коллег с наступившим Новым годом. Впереди у нас много работы. У нас есть традиционно приоритетные направления, которыми мы занимаемся всегда — защита прав и законных интересов уязвимых, незащищенных категорий граждан (дети-сироты, несовершеннолетние, пенсионеры, инвалиды). Также будет продолжена работа с обращениями. Это с учетом сегодняшних особенностей специальной военной операции — вопросы мобилизации, которая сейчас закончилась, но вопросы остались. Это социальная защита мобилизованных, добровольцев, тех, кто сейчас находится в зоне СВО — защита не только их прав, но и их семей, родных и близких. Конечно же, это и своевременная выплата заработной платы, защита интересов бизнеса, снижение административного давления, погашения долгов по муниципальным государственным контрактам. То есть наша задача остается прежней — стоять на защите правопорядка и законности.
Владимир Васильев Игорь Васильев