В публикации под заголовком «На подступах к сети…» («СЧ» от 20 марта с. г.) шла речь о том, как трудно местной пищевой продукции попасть в магазины федеральных торговых сетей. И не потому, что она хуже завозной. Последняя как раз и вызывает сомнения из?за явно недостоверной, подчас абсурдной маркировки товара. В редакцию поступили отклики на эту статью.
«Шкура» неубитой птицы
Один из читателей, представившийся инженером со стажем Шишкиным, в телефонном разговоре требовал совсем запретить ввоз продуктов из-за пределов республики. «Пошел с утра на Пасху в магазин в центре Чебоксар за молоком – в продаже только нижегородское. Попробовали с женой – не понравилось. А где ядринское, чебоксарское, моргаушское молоко? Никак не могу понять…»
Другой читатель, А. Коростылев, поведал такую историю. Он инвалид войны, ходит на протезе, а жена практически прикована к постели. Ездить на рынок за продуктами бывает трудновато, частенько отоваривается Алексей Иванович в магазине известной федеральной сети, расположенном почти по соседству. «Недавно взял упаковку замороженной куриной грудки, сварили – явно несвежая. На бумажку не поглядел, выбросил ее. Спросил потом в магазине, чья курица. Из Белгорода, сказали, а я там как раз воевал. Далековато от нас, неудивительно, что продукт некачественный, – сколько находился в дороге… А других, местных, кур в этом магазине я что-то ни разу не видел».
Поддержать предложение инженера Шишкина насчет запрета ввоза нельзя – у нас в стране по Конституции единое экономическое пространство. А вот сигнал ветерана войны мы решили проверить, продолжив поднятую газетой тему.
Как показало обследование торговых сетей, завозное мясо птицы в республику поступает в основном действительно из Белгородской области и Москвы. Как сообщили по телефону в маркетинговой службе предприятия-поставщика, своих бройлеров напрямую в Чувашию они не отправляют – только через нижегородских дистрибьюторов. В Нижний продукция поступает лишь на третьи сутки. Довезти потом до Чебоксар можно, конечно, за несколько часов, но маловероятно, что весь товар постоянно переправляется в тот же день. Где гарантия, что он еще на сутки, а то и более не задерживается в холодильниках оптовиков? В итоге только транспортировка занимает до пяти суток, да еще двое отводятся на продажу.
А теперь посмотрим, какие нормы существуют при реализации куриного мяса по ГОСТу 52702-2006. Рекомендуемые сроки годности охлажденных куриных тушек при температуре воздуха в холодильной камере от 0 до 2 градусов включительно – не более пяти, а их частей – не более двух суток со дня выработки на предприятии.
На упаковках с охлажденными грудками, куриным филе, окорочками, продаваемыми в том магазине, стояли дата упаковки и конечного срока продажи – та и другая 4 апреля. Вроде бы неплохо. Только ведь предприятие-изготовитель при отправке продукции должно выдавать качественное и ветеринарное удостоверения, датированные одним числом. В них указываются не только дата упаковывания, но и номер и дата выработки (само собой также срок годности, условия хранения, наименование, адрес и контакты предприятия). От нее ведется отсчет срока реализации, а не от даты упаковки. Как тут не усомниться в доброкачественности продукции, ведь курочка могла покинуть родное предприятие не за день-два, а за неделю до того, как ее упаковали.
Рядом лежат замороженные белгородские тушки. На них, правда, значится дата изготовления – 1 марта. Есть и дата упаковки, только почему-то… 28 февраля. Допустим, это просто полиграфическая ошибочка, но где тут, извините, уважение к покупателю, за счет которого, собственно, существуют производитель и торговля?
Да, прямой сиюминутной угрозы здоровью потребителя от таких ошибочек или просто «забывчивости» при оформлении «сопроводиловки», возможно, и нет, но любая, даже малейшая, манипуляция с датировкой заставляет усомниться в качестве товара. Если, конечно, покупатель заботится о своем желудке, а еще лучше – о своих потребительских правах. Значительная же, если не большая, часть из нас редко всматривается в «сопроводиловку», полагаясь в основном на обоняние: не воняет – и ладно… Иной раз складывается впечатление, что торговля и рассчитывает на такую вот невзыскательность, «впаривая» просроченных кур либо обработанных специальными консервантами, продлевающими срок реализации до семи суток. Но это уже не по ГОСТу, тем не менее продукция с таким сроком встречается в сетевых магазинах.
Требование об указании на продукте даты его изготовления не соблюдается и в других сетевых магазинах. У одной из наиболее крупных сетей имеется свое фасовочное производство, где поступившие от московского производителя (не исключено, тоже с перевалкой через Нижний Новгород) тушки разрубаются и упаковываются. При этом даты, когда птичку забили, вы не увидите, только – когда упаковали и до какого числа можно продавать. А на разделанной продукции, разложенной на другой витрине, вообще нет никаких дат.
6 апреля, магазин в Чебоксарах. На охлажденной тушке от московского производителя значится дата изготовления – 4 апреля. Сверху приклеена маркировка с датой упаковки от магазина – 6 апреля и сроком годности продукта до 11 апреля. Итого набирается более семи дней при норме пять.
А контролеры кто?
Спросят, куда смотрят контролеры, ведь кто-то наверняка надзирает за безопасностью пищевой продукции… Конечно, надзирает, только как?
По словам руководителя Государственной ветеринарной службы Чувашии В. Тихонова, в сетевых магазинах, где разделывается куриное мясо, за качеством следят технолог и ветврач, находясь, естественно, на содержании у сети. Насколько строгим и бесстрастным может быть такой контроль – и говорить не стоит. Там же присутствуют и инспекторы ветеринарной госслужбы. Но всего лишь при разделке туш – в торговый зал им, по словам Владимира Карловича, путь заказан – это уже территория Роспотребнадзора.
Вон какой многоступенчатый контроль, казалось бы, муха не пролетит… Почему же тогда так откровенно нарушаются требования маркировки продукции? Не оттого ли, что при таком контроле левая нога порой не знает, что делает правая? На не так давно состоявшемся совещании местных производителей пищевой продукции и представителей торговых сетей не сразу удалось выяснить, чьи же посты находятся в сетях, – госветслужбы или управления федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Чувашии. Потом долго дискутировались сроки реализации бройлеров, как будто относительно единых ГОСТов допускается плюрализм мнений.
Возвращаясь к вопросу нашего читателя по поводу того, зачем так много завозить товаров, которых предостаточно производится в республике… Кроме молочной, у нас и своей птицеводческой продукции выпускается немало. (Эта отрасль, кстати, единственная, которая достигла доперестроечного уровня производства). Но местных бройлеров можно купить в основном только на рынках, в сетевые супермаркеты их, можно сказать, не пускают. Страдают местные птицеводы от этого, правда, не сильно, поскольку имеют свои фирменные торговые сети. Просто, как сказал руководитель одной птицефабрики в вышеназванной публикации, трудно мириться с недобросовестной конкуренцией. Продукция наших птицеводов может оказаться на прилавках в самом свежем виде уже через несколько часов после забоя, а «варяжная» – через несколько дней, да еще без правдивой информации для потребителя.
Зачем Советская Чувашия искажает нормы ГОСТ? У охлажденного мяса и замороженного разные сроки хранения все же. У первого 5 суток, а у второго от нескольких месяцев до года. Так можно договориться до полного абсурда. Внимательнее ГОСТы изучать надо, а не просто выдергивать нормы из контекста.