Белые многослойные одежды женщин-воинов, бесчисленные обереги и амулеты, повелительные и воинственные интонации, железная дисциплина, жестокость к врагу и вдруг вырывающаяся нежность, которую не могут победить ни навязанная агрессия, ни борьба за выживание, – таков антураж нового спектакля ТЮЗа им. М. Сеспеля «Серебряное войско», премьера которого состоялась 25 марта.
Пьеса поэтессы Марины Карягиной о чувашских амазонках оказалась настолько актуальной, что в театре с самого начала репетиций возникла полемика о роли женщины в нашем обществе. Автор настаивает, что женщины, как когда-то в древние времена, вынуждены взять на себя роль воительницы. Режиссер Станислав Васильев возражает – прекрасная половина не должна уходить от своего прямого назначения быть хранительницей очага и семейной любви, рожать и воспитывать детей. Иначе мир просто рухнет. Актрисы, исполняющие роли поборниц матриархата, тоже не соглашались с трактовкой женского реванша. Да и композитор спектакля Лолита Чекушкина, будучи по натуре оптимисткой, даже не бралась писать музыку, пока трагический финал с тотальной резней не был изменен.
В центре событий спектакля – судьба женщин, которым выпало сохранять племя, где убиты либо искалечены практически все мужчины. М. Карягина дебютировала с этим эпическим полотном как драматург и стала победительницей драматургического конкурса, проводимого Минкультуры республики. Станислав Васильев взялся за постановку еще полтора года назад. Театр представлял этот проект и на конкурс президентских грантов, на котором тогда по непонятным причинам предпочтение было отдано невнятному мюзиклу, канувшему сейчас в Лету. Но дело прошлое, и театр осуществил постановку в плановом порядке, выйдя из положения очевидным победителем. Сценографом выступил сам постановщик. И остается удивляться, сколь необычные костюмы и декорации в театре удалось сотворить буквально из ничего.
«Костюмы возникли не просто так. Я исследовал немало исторических документов, – говорит С. Васильев. – Ведь эти женские одеяния в основном состояли из элементов мужского костюма. Такие головные уборы, защитные накидки надевали мужчины-воины. Но надо было подчеркнуть, что это именно женщины. И я решал это так: если верх – это изящество, женственность, то низ – мощный. Потому что это корни. В музыке к спектаклю точно так же. Начинается как нечто лирическое, женственное. И в то же время проявляется эхо веков, глубины, судьбы, рока». Впрочем, автор сценической версии считает, что костюмы рождались из содержания пьесы. Женщина в этом случае, как часто это происходит и сегодня, взяла на себя чужую роль, приняла это как миссию. По его глубокому убеждению, это неправильно. Хотя, конечно, современная реальность настолько жестока, что способна ломать в женщине природу. И всем участникам постановки было интересно поразмышлять над тем, за что все-таки сегодня борется женщина. За любовь, за власть, за жизнь? Или просто банально выживает, в конце концов? И что тогда в этой жизни значит мужчина?
– Внутри текста идет напряженный диалог, – рассказывает режиссер премьерного спектакля. – Марина Карягина, которую прежде всего знают, как автора замечательных стихов, показала себя в драматургическом дебюте совсем с другой стороны. Ее протест против принижения чувашской женщины хорошо здесь просматривается. Но мы эту историю решили сделать не чувашской, а классической, в структуре древнегреческой трагедии. Чтобы она прозвучала не на национальном уровне, а трагедией современной женщины вообще. И постарались, чтобы эта легенда все же стала легендой в первую очередь о Любви.
Интересно, что, стараясь сделать спектакль об общечеловеческих ценностях, режиссер, не довольствуясь идолами и шаманами, привнес в действо и элементы более поздних религий, то есть решил донельзя сконцентрировать на сцене и само время. Так что премьера стала интересным событием. Немалую роль в этом сыграла и музыка Лолиты Чекушкиной. Лолита Васильевна всегда славилась неординарным подходом к театральным постановкам. Вот и сейчас ее музыка поставила в тупик не одного приглашенного хореографа. Так что их пришлось менять по ходу дела. А актеры довольны и даже говорили композитору: «Мы вашу музыку во сне слышим».
Остается добавить, что в спектакле занята вся труппа театра. Главных же амазонок играют Светлана Савельева, Полина Чамжаева, Лидия Красова, Наталья Алексеева, Ольга Мацуцына, Венера Пайгильдина и Алевтина Семенова.
Опубликовано: 27 марта 2010 г.
Читайте также:
Цитата номера
Театры, музеи и библиотеки переходят в режим онлайн
Редкий вызов на «Поединок»: в Русском драматическом театре сыграли премьеру по Александру Куприну
Реконструкция Чувашской филармонии требует ускорения
Театр со своим национальным лицом
Чувашские артисты прочли Константина Иванова в новом формате
Нина Яковлева: актриса без амплуа
Творчество в дистанционном режиме
С большим интересом прочитала материал, хотелось бы посмотреть сам спектакль. Амазонки — тема актуальная и в наше время, согласна с авторами. Чувашия — удивительная земля. Большой привет всем ее жителям из Костромы. И дай Бог, чтоб нам всем, женщинам России, не пришлось стать амазонками. Мужчины должны быть мужчинами.