Фото Конона Белкова
«Детский парк! Он стал любимым местом отдыха детворы… На главной площадке, у скульптурного фонтана, портреты пионеров-героев, а далее, в тенистых аллеях — красочные картины из русских сказок…» — писала газета «Красная Чувашия» про открытие сезона 1947 года в детском парке.
«Жалкий вид имеет в парке фонтан. Он не действует…» — а это уже про открытие сезона 1951 года. Этот фонтан десять лет был единственным в городе, пока в 1945 году к 25-й годовщине республики (война еще шла) был полностью реконструирован фасад Государственного академического театра на улице Союзной, и в сквере перед театром появился еще один фонтан. Но даже в 1956 году, когда Белков по дороге на службу заглянул в детский парк, фонтан если и работал, то не в полную силу.
А ведь еще в 1937 году, через полтора года после его постройки, хорошо уже знакомый нам инженер Куприянов недоумевал: «Воздвигнутый в саду 15-летия ЧАССР фонтан имеет очень фундаментальный вид и… ничтожную верхушку в виде тоненькой струйки и двух пионеров. На таком пьедестале можно было поместить пять пионеров и несколько фонтанов». И ведь прав был инженер. Но, тем не менее, пионеры исчезли только весной 1979 года, а кольцевой бассейн фонтана сохранялся среди всеобщей разрухи до осени 1980 года и, кто знает, может так и ушел под воду неразрушенным.
Вдали, почти у западной границы парка, мы видим памятник Сталину. Самый, пожалуй, странный памятник в городе. Посудите сами: открыли его летом 1940 года, как «монумент товарища Сталина», затем, уже в ноябре 1947 года, газетная фотография подписывается: «около памятника И.В. Сталину», и через день следует поправка, мол, подпись следует читать: «около скульптуры И.В. Сталина». Вот и думай, что это было — монумент, памятник или же просто садовая скульптура, ведь никаких торжественных мероприятий (кроме детских) около него не проводилось. К 1957 году от «скульптуры» остался только постамент с двумя вазонами, а еще через некоторое время здесь был тихий уголок парка со скамейками.
Будни городского детского парка. Официально — это, как в июньском номере газеты за 1955 год: «Пенсионер Иван Яковлевич Бронников пришел в детский парк — к пионерам. Он беседует с ними о прошлом и настоящем Чебоксар. Хорошим, красивым городом стали наши Чебоксары. Смотришь, как они выросли, и диву даешься. На грязных и болотистых местах появились новые заводы, жилые дома, сады, арки. Вот и здесь, где мы беседуем, был базар, непролазная грязь, лавчонки частных торговцев. Сейчас, сами видите, как здесь хорошо, это ваше любимое место отдыха».
Но эти беседы происходили на центральных аллеях, у того же фонтана и портретов пионеров-героев, а вот если забраться поглубже, поближе к речке Чебоксарке… Вряд ли найдется в городе человек, чье детство пришлось на начало шестидесятых годов прошлого века, кто не помнит эту карусель. Огромная (по детским впечатлениям), скрипучая, коричневого цвета.
Сейчас детские карусели уменьшились в размерах, окрасились во все цвета радуги, стоят чуть ли не в каждом дворе и практически все с сиденьями. А на этой, если и захотелось посидеть, то только поджав ноги, и вообще — никакой техники безопасности. И обратите внимание — ни одного взрослого рядом.
В общем, хоть скрипело, шаталось и кренилось это сооружение, но крутилась и резвилась на нем детвора, и не было даже слухов о поломанных руках и ногах. За березами здания Верховного суда и министерства юстиции на улице Розы Люксембург, через улицу в парке имени Крупской тоже была карусель — механическая, с этой не сравнишь, но платная.
А у детей начала шестидесятых какие были расходы? Десять копеек на кино, тринадцать на мороженое — остальное бесплатно…
Текст и обработка фотографий Владимира Трофимова