27 марта, в Международный день театра, традиционно оглашались имена победителей республиканского конкурса театрального искусства «Чентерле чаршав» (Узорчатый занавес). Торжественная церемония в этом году проходила в Театре юного зрителя им. М. Сеспеля.
Это уже девятый конкурс, учрежденный Министерством культуры, по делам национальностей, информационной политики и архивного дела Чувашской Республики и республиканским Союзом театральных деятелей. Как каждый конкурс подобного рода, он призван стимулировать профессионалов на создание неординарных постановок.
Нынешнюю церемонию можно назвать самой скромной за всю историю конкурса. Тюзовцы практически обошлись без приглашенных артистов, и весь каркас концертных выступлений, сопровождавших вечер, держался лишь на хозяевах нынешнего праздника. Впрочем, «сеспелевцы» имеют сегодня такую козырную карту, как мюзикл «Ромео и Джульетта», «цитаты» из которого способны украсить любое театральное празднество. Чем хозяева вечера успешно и воспользовались.
Правда, сами выходящие на сцену победители поначалу будто забыли, что участвуют не просто в церемонии награждения, а в некотором роде в шоу. Поэтому одни молча открывали конверты с именами лауреатов, другие молча брали, забыв поблагодарить жюри, коллег, маму, папу и господа бога за свой талант и успех. Некоторых лауреатов вообще не оказалось в зале. Зрители даже подумали, что повторяется ситуация прошлого года, когда за наградами не явилась почти половина счастливчиков. Но, наконец, один из призеров, солист театра оперы и балета Дмитрий Семкин, растопил лед и произнес целый спич во славу создателей постановки «Иван Яковлев». Народная артистка Чувашии Антонина Баулина, получившая в прошлом году премию за лучшую эпизодическую роль и теперь оглашавшая имя нынешнего лауреата в этой номинации, вспомнила, что такого приза она сама ждала лет 30. А Раиса Полякова, в этом году ставшая королевой эпизода, обыграла радость победы в образе Феклуши из «Грозы», принесшей ей звание лауреата. Разделившие премию в номинации «За лучшую мужскую роль» Денис Латышев и Валерий Карпов и вовсе вспомнили, что в День театра свой праздник еще отмечают и внутренние войска МВД России, а они, как оказалось, хоть и в разное время, но служили в одной части этого доблестного рода войск.
Пополнил этот праздник и скромную копилку фонда ветеранов сцены, который несколько лет назад учредили в местном отделении СТД. Свои премии в помощь ветеранам отдали Нина и Валерий Яковлевы, Раиса Полякова. Часть своей зарплаты пожертвовала и министр культуры республики Наталья Володина. Надо отметить, что начало этому «спасению утопающих» положила два года назад Нина Яковлева, также отдавшая тогда в фонд свою театральную премию. В прошлом году передал свою премию в помощь людям, посвятившим жизнь сцене, и ветеран чувашского балета Юрий Свинцов. Так небогатые артисты пытаются поддержать пожилых коллег. Председатель чувашского СТД Валерий Яковлев с горечью констатировал, что он в очередной раз отправил недавно более 20 писем солидным организациям с просьбой о поддержке. Но пока не получил ни одного ответа.
Между тем
Конкурсы подобного рода, какими бы различными они ни были по качеству проведения или уровню объективности оценок, всегда демонстрируют не только успехи и достижения, но и «зияющие провалы». В этом году, например, даже самое доброжелательное жюри, готовое найти искры творческого развития даже там, где постороннему глазу их трудно заметить, оставило без применения до лучших времен номинацию «Лучший драматург года». На нашем драматургическом фронте уже так долго без перемен, что с наградами действительно придется повременить. Художественный руководитель Чувашской драмы Валерий Яковлев на недавней встрече членов театральных худсоветов с чиновниками от культуры говорил о такой ситуации с драматургами как об «аховой». Не случайно в этом театре извлекают на свет старые чувашские пьесы, вынужденно повторяя, что «новое – это хорошо забытое старое». Здесь вновь поставлена пьеса «Ялта» (В деревне) Ф. Павлова – о «нарастании ненависти к царскому строю среди чувашского народа». Недавняя премьера «Три свадьбы» тоже сделана по пьесе, мягко говоря, отшумевшей. Еще в 50-х годах прошлого века. Даже победитель творческого состязания нынешнего года, спектакль «Поле жизни» на тему репрессий, тоже смотрится анахронизмом и премьерой по меньшей мере 20-летней давности. В ТЮЗе эта проблема стоит не менее остро. Здесь, как уже писала «СЧ», объявили собственный конкурс драматургов и готовы принимать даже непрофессиональные опусы. В Русской драме и вовсе не помнят, когда в последний раз брали к постановке местное произведение, пробелы со свежими веяниями в театре не могут восполнить даже пьесами российского разлива. А актуальность пробуют тоже искать в советских пьесах, как, например, это произошло при постановке спектакля «Любовь, джаз и черт». В Кукольном театре коллектив спасают старые добрые сказки.
Одним словом, наши писатели сегодня не засыпают театры актуальными пьесами, не спешат ввергнуть героев в поток стремительно меняющейся жизни. А режиссеры ищут вдохновения у классиков и в «старых песнях о главном». Зрители отдыхают.
Победители IX Республиканского конкурса «Чентерле чаршав» (Узорчатый занавес)
Лучший спектакль года — драма «Поле жизни» (режиссер Валерий Яковлев), Чувашский академический драматический театр им. К.В. Иванова.
Лучшая женская роль — Нина Яковлева (Аннук в драме «Поле жизни».
Лучшая мужская роль — Денис Латышев (Хлестаков, «Колесо»), Республиканский русский драматический театр, Валерий Карпов (Миловидов, «На бойком месте»), Чувашский академический драматический театр им. К.В. Иванова.
Лучшая эпизодическая роль — Раиса Полякова (Феклуша, «Гроза»), театр юного зрителя им. М. Сеспеля.
Лучшая сценография — Ольга Ежкова («Гроза»), театр юного зрителя им. М. Сеспеля.
Лучшее исполнение партии в музыкальном спектакле — Алевтина Зинкина (Женщина, исполняющая обряд, «Иван Яковлев»), Дмитрий Семкин (Косинский, «Иван Яковлев»), театр оперы и балета.
Лучшее музыкальное оформление — Лолита Чекушкина («Малыш и Карлсон»), театр юного зрителя им. М. Сеспеля.
Специальные призы жюри получили артистка ТЮЗа Ольга Почалкина и артист Чувашского республиканского кукольного театра Петр Клементьев. Дипломом от СТД России на этот раз был награжден Валерий Проворов. За спектакль «Дворик» республиканского экспериментального театра драмы.
Ну с хорошими-то современными пьесами по всей стране напряженка. Все силы брошены на сериалы и камеди-клаб. А если и появится хорошая пьеска, то нашему театру трудно будет выкупить у автора права на постановку. Дорогое это нынче удовольствие. На этом фоне национальным сочинителям пьес только и развернуться. Но тоже тишина. Мы как-то наблюдали в ТЮЗе одну пьесу. Точно скажу, мы с тем автором живем на разных планетах. То, что в зале не было никого, подтверждает, что другие с ним — тоже. В Чувашии был один драматург — Борис Чиндыков. В свое время с ним не захотели подписать договор и прилично платить за пьесы, он и уехал в Москву. А теперь новые конкурсы объявляют. Ну появятся талантливые, так они и вовсе из рыночного времени. Не надо лицемерить — просто наша культурная политика пока весьма посредственна.
Вы еще забыли про драматурга Сидорова, который судился по поводу использования спектаклей чувашской драмы по его пьесам на чувашском телевидении направо и налево. Талантам и мэтрам надо элементарно платить. Тогда не будет такой пустыни. Сделали же сейчас мюзикл «Нарспи», как только гранты придумали. Но это капля в море.
Мне говорили, что премия за лучшие роли равна четырем тысячам! А ее еще делят между артистами и жертвуют в фонд для ветеранов. Да это нынче две пломбы поставить. Стыдоба!!!
Действительно! Куда катимся? За кем? Кто диктует репертуар театров? Во что превращается национальная культура? Так хочется иногда в вашей газете увидеть новые лица, а как не посмотришь, на каждой странице Яковлев. Есть же красивые и приятные лица, которые, между прочем, победили в конкурсе, а страна не знает своих героев. Например, Валерий Карпов, талантливый, красивый актер. Денис Латышев тоже ничего. Хочется видеть и их лица в газете крупным планом, приятно же!
Инессе
Денис Латышев и Валерий Карпов планировались на интервью. И Карпов в резерве. Увы! Денис Латышев решил сменить профессию и ушел из театра. Получая актерскую зарплату сегодня невозможно прокормить семью.
Рита