Да еще с промежуточной посадкой.
Знакомая многим картина: после выходных на малой родине надо вернуться в Чебоксары. Там уже свои заботы, завтра — новый рабочий день. И бежишь на… аэродром! Фантастика? Ладно уж автовокзал, если ты «безлошадный», — еще можно вообразить. Но аэродром?! Проекция из будущего? — нет, из прошлого.
Сегодня трудно представить, но такое было! Первое появление гражданских воздушных судов в небе Чувашии относится к лету 1928 года. Именно тогда впервые в качестве эксперимента под руководством Я.М. Михайлова-Сенкевича, инженера сельскохозяйственной академии имени К.А. Тимирязева, были осуществлены меры авиационно-химического способа уничтожения дубовой листовертки, злейшего вредителя почек и листьев. Правда, подобный опыт дальнейшего массового применения не получил. С 1934 года действовали транспортные рейсы Нижний Новгород — Чебоксары — Нижний Новгород. В первой половине 1940-х годов проводились отдельные вылеты с Чебоксарского аэродрома для распыления химических средств с целью повышения урожайности сельскохозяйственных культур, а с 1949 года это дело уже было поставлено на поток.
Фото из фондов Госистархива Чувашии. Распыление удобрений на поля с самолета. 1965 год.
А еще четыре года спустя в небо над Чувашией взмыли первые самолеты местных воздушных пассажирских линий. В райцентрах и крупных населенных пунктах республики открылись так называемые «приписные» аэродромы. Вот картина прямо-таки перед глазами: въезжаешь в райцентр на автобусе и как сторонний наблюдатель видишь заходящий на посадку небольшой «Як» или «По»…
Мне повезло: мама не просто застала то время, но и была, говоря современным языком, активным пользователем такого средства передвижения в 1960-е годы. От Чебоксар до Яльчик путь неблизкий, да еще потом преодолевать расстояние от автостанции до Больших Яльчик, топая через райцентр километр-полтора, да еще и до родного села шагать сколько. А тут: долетаешь быстрее, чем доезжаешь, аэродром на окраине в сторону самих Больших Яльчик — красота! Быстро оказываешься дома. Однако компенсировалось это временными затратами в Чебоксарах, где тоже надо было добираться до аэропорта.
Площадь аэродрома в Яльчиках была большая, с накатанным травянистым покрытием. Здание аэропорта было простое: деревянное, одноэтажное. Внутри огорожена небольшая комнатка для начальника аэродрома и радиста, на стене — аппарат для связи. Еще техничка — вот и весь персонал. Наверное, и в других местах была схожая картина.
Немалый плюс: стоимость билетов была примерно одинакова: на «Икарус» — 2 рубля 90 копеек, на самолет — 3 рубля. Не трудно догадаться, в пользу чего чаще всего делался выбор. Билеты можно было купить и предварительно, и непосредственно перед вылетом. Правда, как вспоминает мама, лучше было делать это загодя: бывало, придешь, а в кассе билетов уже нет — пассажиров много, редкий рейс уходил незаполненным. Иногда — на праздники — даже дополнительный рейс ставили. Могли и в простой выходной день добавить. На памяти у мамы есть такой случай. Народу в какое-то воскресенье набралось больше, чем мог взять рейсовый «кукурузник». Начальник местного аэродрома Митя (его, как говорит мама, все так и звали: Митя, не по имени-отчеству, а по-доброму, родному) Чернов позвонил в столицу и прилетел еще один самолет.
А у вас случалось перепутать остановки и выйти раньше или позже? — думаю, да. Но в городе, где прогоны общественного транспорта от точки до точки составляют 100–250 метров, это не так страшно. А вот моя мама чуть не перепутала остановки самолета! Обычно рейсы были прямые: Чебоксары — Яльчики, но в какой-то момент стали делать промежуточную посадку в Аликово. В тот день то ли мама прослушала сообщение об этом, то ли вообще предупреждения не было. В общем, факт. Объявлена посадка. Мама зашла в салон последней, и ей досталось крайнее место у самой двери. В полете она задремала. Когда приземлились, то, естественно, подумала, что все, конечная. Вышла, глянула по сторонам: чистое поле вокруг, где город? К реальности вернул голос летчика: «Куда у меня пропал один пассажир?» Он проверял списочный состав пассажиров и не досчитался. Вышел искать. А то пришлось бы от Аликово до Чебоксар на чем-то попутном пиликать.
Может, что-то и наложилось одно на другое с точки зрения хронологии в памяти конкретного человека, но в целом история получилась занимательная. Мне интересно было слушать все эти подробности. Семейная «память» обросла новыми, живописными подробностями. Надеюсь, что и вам чтение оказалось не в тягость.
Федор Козлов
Фото из фондов Госистархива Чувашии. На сельском аэродроме. 1936 год.
СПРАВКА «СЧ»
Сеть сельских аэродромов охватила 28 «точек»: Алатырь, Аликово, Батырево, Верхние Ачаки, Вурнары, Чапаево, Ибреси, Изедеркино, Кубня, Лащ-Таяба, Малые Кармалы, Новые Айбеси, Новые Мураты, Октябрьское, Порецкое, Раскильдино, Сойгино, Тенгеши, Ходары, Шемурша, Шумерля, Юманай, Яльчики, Ямашево, Яуши, а также Козьмодемьянск, Санчурск, Юрино. Вот какая была география полетов местной малой авиации! Ежедневно рейсы были как прямые, так и с посадкой в других селах по пути следования.