Нетрудно предвидеть недоумение читателей: какое отношение этот профессиональный праздник имеет к нашей республике? Мы не Донбасс или Кузбасс. Да, в Чувашии немало тех, кто не один год рубил уголек в тех краях, и это их праздник. Но это же не повод. Еще два года назад, действительно, никакой шахтодобычи у нас не было. Но осенью началось строительство гипсового рудника близ Порецкого. И уже не одна сотня здешних проходчиков и строителей завтра будет отмечать День шахтера.
Наш корреспондент побеседовал с генеральным директором ОАО «Гипор» В. Татарчуком.
— Василий Иванович, а для вас этот праздник первый в жизни или приходилось менять профессию?
— Я вообще-то строитель. Работал на сооружении Чебоксарской ГЭС, новочебоксарской хлопкопрядильной фабрики, в четвертом стройтресте. Так что у меня теперь два профессиональных праздника — и строителя, и шахтера.
— Итак, два года назад в торжественной обстановке был вынут первый кубометр грунта на строительстве Порецкого гипсово-ангидритового комбината. Дальше пошло как намечалось?
— С рядом непредвиденных препятствий, безусловно, пришлось столкнуться. При проходке вертикальных стволов пошла вода. Но в целом все идет неплохо. Разведданные о залежах подтверждаются, и остается совсем немного, чтобы, как говорят на шахтерском языке, сесть на гипсы. В настоящее время разрабатывается дальнейший бизнес-план для инвесторов, которые должны решить перспективу очередного этапа инвестирования. Пока речь идет только о строительстве рудника и последующей добыче гипсового камня. Но уже проведены переговоры с одной французской фирмой о поставке оборудования для производства гипсовых вяжущих материалов мощностью 180 тысяч тонн в год для строительной индустрии. Намечается также установка гипсоварочного оборудования мощностью 60 тысяч тонн, чтобы получать гипс повышенной прочности. И дальше — производство медицинского, наиболее «тонкого» гипса, а также пазогребневых перегородок порядка 250 тысяч квадратных метров в год. Предусматривается и цех по изготовлению сухих гипсовых смесей — половых, стеновых, потолочных — в пределах 120-130 тысяч тонн ежегодно. Ну и в самой отдаленной перспективе предвидится производство гипсокартона — оно наиболее дорогостоящее. Известно, что 90 процентов российского рынка данного материала принадлежит фирме КНАУФФ, и вот теперь мы их собираемся потеснить. Имеется также договоренность с Чамзинским цементным заводом (Мордовия) о поставках для него гипсового камня. Благо сейчас имеется прекрасная асфальтированная дорога, по которой в Чамзинку из Порецкого можно попасть напрямую, а не как раньше — крюком в несколько десятков километров. Образцы нашего сырья по фракциям, даже по самым крупным, удовлетворяют цементоизготовителей. Уже в нынешнем году порядка 12 тысяч тонн камня, добытого попутно, в ходе строительства, будет отправлено на переработку. 14 метров мы пройдем в стволе, потом сделаем так называемое примыкание, чтобы спустить в шахту технологическое оборудование — комбайн, конвейер, которые уже закуплены и находятся на руднике.
То есть, наша задача — до конца этого года завершить монтаж всего технологического оборудования. А в сентябре будет принято решение о дальнейшей перспективе инвестирования. Недавно была проведена третья эмиссия акций «Гипора», сработала она неплохо. Пользуясь случаем, призываю всех жителей республики приобретать наши акции. Обращайтесь в исполнительную дирекцию по адресу: Чебоксары, ул. П. Лумумбы, 8, телефон 62-71-78. Последний курс продажи акции — 13,9 рубля.
— Вы обмолвились о том, что строительство рудника в самом начале вышло из графика. По ошибке геологоразведки?
— Да, я уже сказал, из-за появления вод мы сбились в графике месяцев на семь. Ошибки геологов не было — дебит воды они рассчитали правильно. Просто мы сами поторопились и кое-что не учли. В результате пришлось приостановить проходку сначала в большом стволе, затем, в минувшем апреле, в малом, на 30-метровой отметке. Там тоже делается «заморозка», чтобы подобных проблем дальше не возникало.
— Несколько слов о подрядчиках — строительных организациях.
— Основной подрядчик — московское шахто-строительное управление треста «Шахтспецстрой», около ста специалистов которого трудятся на сооружении рудника. Работают также около 30 человек из Нижегородского управления «Тоннельстрой». Они оборудуют, в частности, вентиляционные каналы и вместе с шахтерами работают на проходке вертикальных стволов. А в дальнейшем будут заняты на монтаже подстанции, насосной. Уже поступило немецкое оборудование Almatec — специальные насосы для сложных технологических процессов https://tehnogrupp.com/katalog/nasosy-po-proizvoditelyu/almatec. Работы хватит еще года на два, до начала добычи гипса.
— А чем заняты местные кадры?
— Это смотря кого под ними понимать. Только порецких около 60 процентов, а всего из республики — почти 90 процентов. Из 120 шахтеров — 30 нижегородцев, 20 — московских специалистов, остальные местные, которых мы обучили специальности проходчика. На монтаже металлоконструкций работают люди из новочебоксарского «Волгонефтехиммонтажа». Есть другие фирмы, но заняты в них в основном местные. На объектах поверхности, как мы называем склады, подъездные дороги, работают люди из близлежащих сел Анастасова и Бахмутова.
— Говорят, на руднике неплохо зарабатывают.
— Да, в зависимости от того, чем рабочий занят. Вдобавок ряд фирм зарегистрирован на территории района, значит, они пополняют местный бюджет. По моим подсчетам, уже в будущем году от рудника поступит несколько сот тысяч рублей налогов. А когда он заработает на полную мощность, счет пойдет на десятки миллионов рублей. Пять миллионов мы потратили на строительство дороги. Взяли шефство над Анастасовской средней школой — уже приготовлены подарки к 1 сентября.
— А каков объем предполагаемой добычи гипса?
— Около миллиона тонн гипса в год. Но мы не намерены к этому стремиться. Речь идет о 400 тысячах тонн, в том числе 130 тысячах тонн камня для Чамзинского завода. Остальное будет перерабатываться на месте. Мы хотим продавать гипсовую продукцию, которую я уже назвал, а не сырье. Года через два дойдем до гипсового ангидрита, который более подходящ в виде сухих смесей для приготовления жидких растворов. Кстати, наше месторождение ангидрита — единственное в Европе.
— Я от всей души поздравляю работников «Гипора», МШСУ треста «Шахспецстрой», всех шахтеров республики с этим праздником. Желаю всяческих благ. Со своей стороны должен заверить, что появившаяся два года назад новая для республики горнодобывающая отрасль будет развиваться и крепнуть.