Протодиакон Андрей Кураев поедет в регионы эксперимента по введению школьного предмета «Основы православной культуры», чтобы провести встречи с педагогами. В интервью «ТД» он рассказал о ситуации с учебником по светской этике и своих планах на ближайшие два месяца. — Отец Андрей, некоторое время назад очередной коллектив авторов отказался писать учебник по светской этике, причем сделал это публично и довольно громко. Теперь, когда шумиха поутихла и ситуация несколько прояснилось, какой Вы ее видите? — Ситуация со светской этикой — следствие изначально неверной установки, возложившей на этот курс роль идейного противовеса конфессиональным блокам. Вместо того чтобы просто сделать сборник рассказов на тему «что такое хорошо и что такое плохо», решили объяснить 9-летним детям философскую основу нравственного выбора в атеистическом понимании. За чем и обратились к философам, вместо того чтобы обратиться к детским психологам, писателям или просто педагогам. В итоге три философские команды одна за другой сошли с дистанции. При этом каждая предыдущая команда съедала время у последующей. Я считаю, что создание этой кризисной ситуации с учебником светской этики — вина Марианны Шахнович, координатора группы разработчиков. Конфессии сами находят авторов, а значит, и несут ответственность за получившийся учебник. А в случае со светской этикой в роли «патриарха» выступала Марианна Михайловна. И похоже, она не смогла объяснить избранным ею авторам, что от них ожидается, на каком языке и о чем они должны говорить. Теперь, насколько я понимаю, сами редакторы «Просвещения» допишут этот учебник.
— То есть, эксперимент по преподаванию ОПК не под угрозой? — Нет, угрозы нет. Мы с Вами беседуем как раз в день рассылки учебников в контролирующие инстанции — в Министерство, Академию наук, Академию образования. Есть надежда, что к середине февраля все 6 учебников уйдут в типографию.
— Эксперимент стартует на фоне широкой общественной дискуссии вокруг школьной системы. Отчасти она спровоцирована сериалом «Школа»… — Я не смотрел. Но судя по негативным откликам в адрес сериала, это замечательный аргумент в пользу нашего учебника. Не хотите, чтобы «Школа» пришла в школы, — что ж, расширяйте наш эксперимент по преподаванию «основ религиозных культур и светской этики».
— Тем не менее, нет ли у Вас ощущения, что учебник уже опоздал, что современные школьники уже совсем другие, они не читают книг. Может быть, пора искать новые методики, переходить на клипы? — Язык клипов нам нужен. Но это еще более простой уровень общения. А значит, еще более сложный для взрослых (по крайней мере, для меня). Так что это на следующем этапе нашего опрощения… Пока же мой главный адресат — это не дети, а педагоги. И моя главная задача на предстоящие месяцы — психотерапевтическая. Педагогам мобилизованным на этот эксперимент, я говорю: «Да вы не бойтесь ни детей, ни предмета и его названия, ни неизвестного учебника. Не бойтесь меня, в конце концов». Надо просто начинать работать. А там накопится и опыт удач. Самое непродуктивное — это установка на неудачу. Давайте все-таки готовить себя к нормальному труду с надеждой на успех нашего безнадежного дела.
— Вы последнее время часто говорите о том, что пишете учебник для мальчиков. Но большинство педагогов — женщины. Получается, что и Православие детям преподают в основном женщины… — Именно поэтому хотя бы учебник должен быть мужским. Например, урок про христианскую семью завершается эпизодом из жизни Силуана Афонского. Когда он был еще Семеном, крестьянским парнем, он однажды приготовил для всей семьи мясной обед, а дело было в Успенский пост. Прошло полгода с того дня, и в какой-то праздник отец говорит Семену с мягкой улыбкой: «Сынок, помнишь, как ты в поле накормил меня свининой? А ведь был пост; ты знаешь, я ел ее как падаль. — Что же ты мне не сказал тогда? — Я, сынок, не хотел тебя смутить». Рассказывая этот случай, святой Силуан добавлял: «Вот таким должен быть отец. Подумайте, он полгода ждал удобной минуты, чтобы и поправить меня, и не смутить». Для меня это урок того, каким тактичным должен быть отец. А редактора и методисты мне говорят: «Нельзя такое рассказывать. Ведь дети могут быть из неполных семей, или с пьяными и грубыми отцами!». Я отвечаю: «Да, но сами-то они когда-то станут отцами. И поэтому этот эпизод должен быть, чтобы сформировать идеал отца, матрицу для их собственного будущего отцовского ответственного поведения».
— Перед стартом эксперимента Вы сами поедете во все регионы, где он будет проходить, чтобы лично встретиться с педагогами? — Очередной «чес» по стране мне не в новинку. Сейчас же за два месяца мне предстоит проехать от Камчатки до Калининграда, от Чечни до Чебоксар. Учебник выйдет из типографии только в конце марта. А как готовить учителей к преподаванию по отсутствующим учебникам? Вот я и буду вместо учебника. Кроме того, в перерывах между поездками буду работать в программе подготовки тьюторов в Москве. При этом всюду мне дается всего две лекции. За эти два часа нужно сделать многое: а) развеять мифы о нашем курсе, б) рассказать о курсе и об учебнике; в) дать методические советы по конкретным урокам. А еще надо хоть чуточку рассказать, что такое Православие. Очень печально, что учителя не имеют возможности более подробно узнать о Православии. Им предстоит провести 30 уроков, а они сами слушали только 2 лекции. Соотношение должно быть ровно обратным. Поэтому я и говорю, что цель этих нынешних моих лекций не столько учебная, сколько психотерапевтическая.
— То есть, эти Ваши поездки — инициатива Министерства образования? — Прежде всего, это благословение Святейшего Патриарха. Далее, готовясь к поездке в какой-то регион, я обращаюсь к местной епархии. А вот насколько отзывчивыми к инициативе епархии будут местные министерства образования — это еще величина неизвестная. В каком-то регионе могут привезти всех учителей даже из далеких школ, а где-то ограничатся только преподавателями местного института повышения квалификации учителей. Тамбовский архиерей сказал мне, что он уже договорился с губернатором — местное ТВ будет передавать мои лекции на всю область.
На официальном сайте протодиакона Андрея Кураева уже опубликован график его поездок по регионам:
3-4 февраля — Каменск-Уральский, Нижний Тагил, Первоуральск 8 февраля — Петропавловск-Камчатский 10 февраля — Тамбов 16-17 февраля — Элиста 24 февраля — Калининград 27 февраля — Вологда 1-5 марта — Биробиджан 7-12 марта — Новосибирск, Томск 14-17 марта Красноярск, Норильск 21-26 марта — Пенза, Ижевск, Чебоксары 28-31 марта — Ставропольская епархия