На каких стройках археологи должны быть первопроходцами?
С июня этого года на Красной площади Чебоксар проходит масштабная реконструкция в рамках создания кластера «Чувашия — сердце Волги». Здесь уже снят асфальт, вместо которого будет уложена гранитная плитка, начата прокладка современных коммуникаций, а в будущем должны появиться велодорожки, пространства для детских игр и отдыха и даже светомузыкальный фонтан. У проекта сжатые сроки, графики расписаны. Но в начале сентября на одной из строительных площадок было обнаружено старинное захоронение. Работы были приостановлены, и уже начаты археологические раскопки.
Нетрудно заметить, что один к одному повторилась ситуация, что сложилась и два года назад при реконструкции сквера имени К. Иванова. И тогда обнаружение произошло «внезапно», а археологов пригласили на стройку в историческом месте как своеобразную спасательную команду. Почему так происходит?
Справка «СЧ»
Реконструкция Красной площади ведется в рамках большого проекта «Туристский кластер «Чувашия — сердце Волги», включающего также завершение реконструкции Московской набережной, создание обеспечивающей инфраструктуры коллективных средств размещения и инженерных сетей к санаторно-курортным комплексам республики. Работы на Красной площади намечается провести в несколько этапов до ноября 2020 года. Стоимость этих работ превышает 1,2 млрд рублей.
Как и два года назад, обнаружив старинное захоронение, строители были вынуждены остановить работы на этом участке. Точно так же дело происходит в середине осени, когда раскопки, если и будут вестись, то в авральном порядке. Только в случае с реконструкцией сквера имени Константина Иванова из-под земли показались кирпичная кладка старинного здания, керамические изразцы и другие фрагменты предметов древности. Да и сама эта территория — действительно в зоне старого города, то есть в ареале Чебоксарской крепости. А сейчас строители наткнулись, предположительно, на погост при Благовещенской церкви 18 века и монастыря при ней. Церковь стояла на этом месте до 1930 года. И это территория древнего поселения, то есть места за пределами древней крепости. Поэтому и директор Госцентра по охране культурного наследия Александр Ипатьев считает, что в нынешнем случае существующие правила все же соблюдены.
Как и в случае со сквером, археологи, да и сам Ипатьев, знали, что здесь грядет реконструкция. И на общественных слушаниях каждый раз высказывались о том, что перед любыми масштабными работами, особенно на историческом пятачке, где каждый сантиметр содержит культурный слой, необходимо учесть интересы археологии, этой основы изучения истории города.
Однако и тогда, и сейчас оказывается, что работами никаких культурных слоев задевать не предполагалось.
Почему разрешение на строительные работы было дано без условия предварительного исследования археологов? На этот вопрос заместитель руководителя Минкультуры Чувашии Елена Чернова ответила, что в соответствии со статьей 30 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объектами историко-культурной экспертизы являются земли, в отношении которых «имеются основания предполагать наличие на указанных территориях археологического наследия либо объектов, обладающих признаками объекта археологического наследия». А на этом месте был лишь рынок: «На планах города 1829 и 1873 годов место, где сейчас располагается Красная площадь, было занято рынком и называлось Городской площадью. Название Базарной закрепилось в конце XIX века. Базарная площадь оставалась неблагоустроенной и утопала в пыли и грязи. В связи с возведением Чебоксарской ГЭС эта часть города попала в зону затопления, и культурный слой был засыпан грунтом». То есть оснований предполагать наличие здесь «археологического наследия» вроде бы и не было.
Фото Максима Васильева:
[tm-pg-gallery id=»214821″][/tm-pg-gallery]
По информации Управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства, которую заказчик направил охранителям наследия, «проводимые работы по реконструкции Красной площади не должны были затрагивать культурный слой». Но они опять взяли и затронули.
В министерстве настаивают, что «норма закона заказчиком исполнена, работы при обнаружении захоронения были незамедлительно приостановлены, в течение трех дней со дня обнаружения такого объекта Минкультуры Чувашской Республики было письменно уведомлено».
Директор Государственного центра по охране культурного наследия Александр Ипатьев объясняет, что, да, федеральный закон раньше позволял подобным стройкам обходиться без историко-археологической экспертизы. Поэтому так получилось со сквером, территорией Чебоксарского кремля, где и сейчас важно вести раскопки в плане поисков исторических артефактов.
А местные специалисты могли контролировать это таким способом: строители должны были дать обязательство, что они приостановят работы при обнаружении археологических объектов. Хотя, как водится, кто-то подписывал такое обязательство, а кто-то нет. И только с 3 августа 2018 года изменения в упомянутом законе позволили предварительно посылать на место строительных работ археологов. Но территория нынешней Красной площади, где сейчас идут работы, не относится к таким участкам. Хотя, да, культурный слой, несомненно, там есть. Но археологического наследия здесь пока не установлено.
Если говорить точно, то Городская площадь, и соответственно Базарная, были севернее от этого места и сейчас лежат на дне Чебоксарского залива. На современной Красной площади — лишь малая часть той Базарной. А место реконструкции —большей частью это бывшая улица Благовещенская. И строители попали аккурат на ограду стоявшей здесь Благовещенской церкви, построенной в 1684–1689 гг. и разобранной в 1930 году, при которой был и погост. А под нынешними клумбами Красной площади оказался и церковный фундамент.
Наличие культурного слоя в этом месте было подтверждено еще в 1972 году археологическими раскопками под руководством Василия Каховского. Тогда Красная площадь уже сама по себе, как «городище, средние века, г. Чебоксары. В черте старого города», была признана объектом культурного наследия (памятником археологии) федерального значения. Но, повторю, практически все это сейчас покоится на дне Чебоксарского залива.
Сейчас на площади идут раскопки, на которые археологам предоставили месяц времени. Строители даже укрыли этот участок деревянными перекрытиями, чтобы ученым не мешали дождь и ветер.
По словам директора Госцентра, сейчас готовится постановление правительства, которое заставит проводить обязательные мероприятия по исследованиям тех мест, где могут находиться объекты археологического наследия. Для этого устанавливаются границы таких территорий, где перед любым строительством или благоустройством необходимо сначала проводить раскопки, а где достаточно лишь договора о приостановлении работ, если археологические объекты или признаки таких объектов обнаружатся уже в процессе. Таким образом, считает Александр Ипатьев, наиболее уязвимые в этом смысле места будут защищены. Причем такое постановление может появиться уже в конце нынешнего года. По крайней мере, в будущем году «мы будем работать с такой нормативной базой».
Конечно, хотелось бы уже не наступать на одни и те же грабли. Особенно когда дело касается исторического наследия города. Таких мест в Чебоксарах в силу известных причин и без того остались сущие крохи.
Кстати
Благовещенская церковь
Каменное здание церкви Благовещения Пресвятой Богородицы с каменной же колокольней было построено в Чебоксарах в 1684 году «кем именно, неизвестно». Имело два теплых придела: один — во имя святого Апостола Иоанна Богослова — в 1819 году по прошению прихожан и их собственным иждивением по указу Казанской Духовной консистории был отстроен заново. Земли усадебной, пашенной и сенокосной церковь не имела. Священно- и церковнослужители продовольствовались от прихожан, живущих в городе. Церкви Благовещения Пресвятой Богородицы принадлежали два каменных дома, но с 1816 года они были отданы епархиальным начальством под духовное училище.
Более 50 лет (до 1916 года) старостами церкви являлись представители династии Ефремовых, церковь считалась даже своего рода «семейной церковью» трех поколений Ефремовых. Немало сил и средств вложили предприниматели в ремонт церкви. После революции в ходе изъятия церковных ценностей под предлогом организации помощи голодающему населению Чувашии церковь была фактически разграблена. Была изъята вся мало-мальски ценная утварь. А в 1930 году церковь Благовещения Пресвятой Богородицы была разобрана на кирпичи для строительства гостиницы «Волга».
Федор Козлов, историк
Фото Максима Васильева: Площадь раскопок на Красной площади сейчас занимает 120 кв. м. Под руководством преподавателей здесь работают студенты ЧГПУ имени И.Я. Яковлева. Археологи уверены, что вероятность найти здесь что-то уникальное велика. Так как уже найдены человеческие останки, на раскопки приглашен и антрополог из Казани.