Гонка длиною в жизнь

18 января спортивная общественность нашей республики отметила 60-летие со дня рождения третьего по счету «золотого» олимпийского медалиста в истории Чувашии, суперзвезды отечественного велоспорта Валерия Ярды.
Утром в этот день на могиле Валерия Николаевича в Чебоксарах на кладбище по ул. Б. Хмельницкого состоялся поминальный митинг.
А затем основные события переместились на малую родину олимпийского чемпиона — в деревню Бреняши Шумерлинского района. Здесь были организованы массовые легкоатлетические кроссовые забеги, а также велогонка вдоль улиц Ярды и Центральной. Причем старт на поляне возле дома №36 (родовое гнездо заслуженного мастера спорта) давали его двоюродные братья Юрий, Валерий, Владимир. Потом в актовом зале местной библиотеки прошли презентация мультимедийного проекта, посвященного В. Ярды, и концерт наших артистов. Кроме того, в райцентре учредили свой детский спортивный праздник в честь легендарного земляка «Олимпийское колесо».
Ибо сама жизнь Валерия Николаевича и есть реальное воплощение легенды о мальчике из сельской глубинки, своим безмерным трудом и талантом достигшем запредельной высоты. За это, а также за удивительную человечность в повседневном общении с людьми его до сих пор продолжает уважать народ.
«Мне передавали, что коллега Ярды по «золотой» олимпийской сборной страны образца 1972 года Борис Шухов, живущий в Нальчике, до сих пор вспоминает Валерия как «образец очень скромного парня», — сообщил на митинге в Чебоксарах глава Минспорта Чувашии Анатолий Николаев. Сестры же великого велогонщика, Полина с Альбиной, в свою очередь, поведали: «Валера очень любил свою деревню, работу по дому, в поле. И когда он приезжал сюда, чтобы с увлечением ворочать копнами с сеном, никому даже не приходило в голову, что рядом с простыми людьми трудится знаменитый спортсмен, чемпион мира и Олимпийских игр».
А ведь поначалу ничего не предвещало великого будущего Валерия Ярды. Он с малых лет остался с матерью Таисией Илларионовной, без отца. Жили очень скромно в комнате общежития. Именно из-за тяжелых материальных условий мать отправила Валеру в школу-интернат расположенного неподалеку поселка Саланчик, где Ярды попал в руки учителя физкультуры Владимира Поликарпова, увлекавшегося на досуге бегом. И, по его примеру, сам начал бегать.
— Как-то несемся рядом по пустынному-пустынному шоссе, — вспоминал позже Поликарпов. — Уже стемнело. В интернате давно дали отбой, все спят, а мы с Валерой продолжаем путь — две одинокие бледные фигуры при свете полной луны. Вдруг нас обгоняет самосвал, резко тормозит, изумленный водитель открывает дверцу и интересуется: «Эй, с какого кладбища?»
Вскоре парнишка, которому врач из-за хилого здоровья категорически запрещал участвовать в соревнованиях, становится чемпионом школы по кроссу, а затем — и Шумерлинского района. А в начале 60-х годов Валера в беседе с кем-то из взрослых просит купить ему велосипед, чтобы в выходные дни ездить из интерната домой к матери. И этот факт, в конце концов, решил судьбу будущего чемпиона.
В 1967 году, перебравшись по совету знакомых тренеров в Ригу, Ярды становится чемпионом Латвии по велогонкам, попадает в поле зрения главного тренера сборной СССР Виктора Капитонова. В 1968-м — показывает лучший результат среди наших гонщиков на Олимпий-ских играх в Мехико. В 1970-м — в составе сборной Союза выигрывает чемпионат мира по командным шоссейным гонкам на 100км в Лестере (Великобритания).
После этого тренер Капитонов начал целенаправленно готовить лучшего велосипедиста-шоссейника страны Валерия Ярды к победе на Играх 1972 года в Мюнхене. Он установил гонщику следующие экстремальные нормативы: прокатить на велосипеде в год 25 тысяч километров, проплыть 800км, пробежать еще тысячу. И, исполнив указание наставника, уроженец Шумерлин-ского района настолько почувствовал собственную силу, что на тренировках сборной стал позволять себе разные шуточки. Например, рванет со старта в полную мощь, убежит от всех метров на 300-350 и маячит так до самого финиша. А остальные лучшие гонщики Советского Союза никак не могут его догнать и здорово потом обижаются.
Как бы то ни было, но в результате сборная шоссейников страны к Мюнхенской Олимпиаде подобралась выдающаяся: Борис Шухов, Валерий Ярды, Геннадий Комнатов, Валерий Лихачев. В главной гонке своей жизни они буквально «порвали в лоскуты» всех конкурентов. Поэтому в родную Чувашию Валерий вернулся национальным героем. Вся республика его боготворила.
— Однажды Ярды поехал на своем индивидуальной ручной сборки велосипеде «Чинелли» в сберкассу, — рассказал как-то корреспонденту «СЧ» Владимир Поликарпов. — По старой привычке оставил машину у входа, а когда вышел обратно, то не обнаружил «железного коня» на месте. «У Ярды увели велик!» — эта новость с быстротой молнии облетела Чувашию. Обокрали национального героя! В прессе и по радио было сделано несколько подряд обращений к ворам вернуть машину олимпийскому чемпиону и не позорить республику. И вскоре уникальный велосипед действительно обнаружили припаркованным в одном из дворов. Позже оказалось, что некий парень действительно украл «Чинелли», но ему в конце концов стало стыдно.
В последние годы жизни Валерий Николаевич тяжело болел, перенес 12 операций на желудке, однако изнуренный экстремальными нагрузками организм не выдержал, и Ярды скончался 1 августа 1994 года. Но в минувшую пятницу на митинге в Чебоксарах корреспондент «СЧ» заметил в числе участников молодого человека, очень внешне похожего на «того самого чемпиона».
— Я сын, Сергей, — окончательно рассеял «мистику образа» парень. — Работаю стоматологом вот уже 10 лет. Спортом высших достижений, как отец, не занимаюсь, но физкультурой для поддержания здоровья — обязательно. В последнее время с ребятами вот в волейбол играем. «Светиться» на фоне имени отца не стремлюсь. Но кто знает, что я Ярды, — подходит, общаемся.
— А не хочется однажды все бросить и сеть на велосипед?
— Всегда тянуло. И сейчас, может быть, тянет, — вздохнув, согласился Сергей.

Опубликовано: 23 января 2008 г.
Тэги:
Без рубрики


Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.