Судя по итогам оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел (ОВД) республики за прошлый год, по наиболее важным показателям чувашской милиции удалось добиться обнадеживающих результатов. Картину портит лишь ситуация на дорогах, высокая аварийность на которых держит в напряжении и общественность, и людей в погонах.
Если в сфере безопасности дорожного движения принимаемые меры пока не приносят желаемого результата, то на чисто милицейском «фронте» совсем другая тенденция. Главное, что бросается в глаза, уровень преступности падает, а показатели, характеризующие работу милиции, улучшаются. Приведу всего лишь несколько цифр, с которыми в минувшую пятницу ознакомил журналистов министр В. Антонов. В прошлом году на территории республики зарегистрировано 27690 преступлений — на 20 проц. меньше, чем в позапрошлом. Иными словами, в Чувашии на 20 проц. спокойнее стало жить. Предвижу возражения. Скептики скажут: милиция, мол, для того и зарегистрировала преступлений меньше, чтобы показать свою работу в более выгодном свете. Так ли это?
— Мы стоим на том, чтобы жители Чувашии максимально были удовлетворены работой милиции, — отметил руководитель МВД Чувашии на встрече с журналистами, остановившись на наиболее важных моментах деятельности органов внутренних дел. — Поэтому всякий раз, встречаясь с населением, мы интересовались одним и тем же вопросом: много ли было у жителей республики моментов в их жизни, когда в связи с преступными посягательствами они нуждались в помощи сотрудников милиции?
Этот интерес имел более конкретную подоплеку. Задавая подобные вопросы, милицейское руковод-ство искало ответ на другие: кто из сотрудников вовремя не среагировал на обращения граждан, кто отказывает им в приеме и т.д. Более внимательной работы с населением требовали и у руководителей районного звена. Какую систему они создали по ведомственному контролю над обращениями граждан? Повышенное внимание к этому направлению работы возымело действие.
«Когда руководитель строже обращается с заявлениями и обращениями граждан, это отношение передается и личному составу», — сказал генерал-майор милиции В. Антонов, отметив появление серьезных подвижек в этой сфере. По его данным, в 2007 году в дежурную часть МВД республики поступило свыше 480 тыс. сообщений различного характера. В принципе, неплохо, что граждане столь активны. Это свидетельствует о доверии к милиции, люди видят в ней защитника и в необходимых случаях обращаются к ней за помощью. Разумеется, из почти полумиллиона сообщений не все содержат информацию о противоправных действиях, все равно весь этот массив нуждается в тщательной проверке. Так что даже при сокращающемся количестве преступлений милиционеры без работы не останутся. Более того, они завалены ею. «Ежедневно более 150 раз оперативно-следственные группы выезжают на осмотр места происшествия, — говорит генерал об интенсивности работы сотрудников. — В среднем на каждого сотрудника приходится проверка 250 заявлений и сообщений о происшествиях». В прошлом году у следователей и дознавателей в производстве находилось 29,5 тыс. уголовных дел. Нагрузка на каждого работника в 2,5 раза выше научно обоснованных норм.
Конечно, снижение количества убийств, грабежей и других преступных посягательств на жизнь и здоровье граждан, личное и иное имущество — не главный критерий оценки деятельности ОВД. Важно, чтобы каждое преступление было раскрыто, а правонарушитель — наказан. В прошлом году раскрываемость составила 56,3 проц. Много это или мало? Тут, пожалуй, уместно посмотреть, как выглядит Чувашия на фоне других регионов. По раскрываемости всех преступлений республика занимает второе место в ПФО, сообщил В. Антонов. А по некоторым показателям, в частности, по раскрываемости преступлений против личности, — в первой тройке лидеров. «Выявление большого количества преступлений, связанных с вымогательством, незаконным оборотом оружия, вследствие чего удалось добиться сокращения фактов так называемой во-оруженной преступности, — эти и другие уголовные дела с признаками организованной преступности как нельзя лучше характеризуют деятельность милиции», — считает руководитель МВД.
Министр не скрывал, что порой испытывает неудовлетворенность эффективностью работы ведомства. Нередко она вызвана причинами, не зависящими от милиционеров. Скажем, сотрудники милиции, занятые расследованием уголовных дел экономической направленности, зачастую проделывают колоссальную работу, чтобы вывести на чистую воду воров и расхитителей чужого имущества, а наказывают их чисто условно. В итоге вся работа милиции коту под хвост. Фемида к казнокрадам слишком лояльна. «Реальное лишение свободы получают 32-33 проц. осужденных этой категории, — констатировал министр. — Но приговор есть приговор».
В прошлом году в жизни чувашской милиции произошло важное событие, которое трудно обойти стороной, говоря об итогах года. Впервые за много лет Президентом республики принят указ, направленный на укрепление не всей милиции, а конкретного ее подразделения — службы участ-ковых уполномоченных. Какие изменения здесь происходят?
Отвечая на этот вопрос обозревателя «СЧ», министр В. Антонов отметил, что, по сути, «участ-ковые на своих участках — это местные министры внутренних дел». Однако роль и место этого звена не соответствуют требованиям сегодняшнего дня. Служба требует поддержки, для чего и был принят указ. Что делается? Современных Анискиных уже трудно представить без компьютера с необходимой базой данных. Далее. Участковый должен жить там, где работает. Значит, его необходимо обеспечить жильем. Об этом должна болеть голова и у руководителей местных органов власти. На сегодня, сообщил министр, из 550 участковых эта проблема успешно решена только у 35 проц. Кроме того, трудно представить сельского участкового без автотранспорта. Без него он как без ног. Наконец, Анискиных необходимо поддержать материально, чтобы сотрудники рвались в эту службу и надолго закрепились в ней. С этой целью для них, помимо всех федеральных выплат, предусмотрены дополнительные выплаты из республиканского бюджета. Это 50 проц. от суммы должностного оклада — 1200руб. Сумма не ахти какая, но предусмотрены и другие надбавки. Например, за выслугу лет.
Аналогичное решение об укреплении службы участковых в Татарстане было принято три года назад. За это время текучесть кадров там снизилась в 2 раза. А ведь еще недавно и в Чувашии был хороший опыт по поощрению участковых. Лучшим давали ордера… Жаль, о хорошем быстро забыли. Подобные традиции не грех возродить.
Опубликовано: 23 января 2008 г.
Тэги:
Без рубрики
Без рубрики