Наша газета уже не раз писала о строительстве колокольни Свято-Троицкого мужского монастыря в Алатыре, которая включена в Книгу рекордов России. Сейчас здесь заканчиваются наружные работы, уже установлен циферблат курантов, которые скоро начнут отзванивать время на всю округу.
Проектирует и поднимает колокольню, напоминающую кремлевскую башню, московская специализированная фирма. И стройка эта, особенно на фоне старого одноэтажного Алатыря, впечатляет и масштабами, и материалами, и тщательностью самой работы.
Колокольня образует единый архитектурный комплекс со стоящим рядом двухъярусным Свято-Троицким собором. Прораб Сергей Антонов начинал здесь именно со строительства этого храма. Получилось так, что он уже шестой год работает в этом монастыре, хотя никогда не думал посвящать себя храмовому строительству. «Приехал из Чебоксар всего-то на два месяца, – улыбается Антонов. – А задержался на шесть лет. На выходные только езжу домой».
Для Алатыря, конечно, рекорд России –дело нешуточное, хотя, по уверениям строителей и самих насельников монастыря, к рекордной высоте принципиально не стремились, но если он есть – пусть будет. Чтобы чаще господь замечал, как пел Владимир Высоцкий. Хотя замеров для этого надо было сделать не один, и даже не два. Как объясняет прораб, чтобы зафиксировать высоту, приглашали специальную комиссию. После первых замеров местного геодезиста возникли некоторые сомнения. Прибор под названием тахеометр показывал на метр ниже, чем строили. Принесли другой прибор. Опять то же самое. Тогда строители поняли, что старый по сегодняшним меркам прибор не позволяет мерить высоту, учитывая диагональ. И пригласили специалистов из Нижнего Новгорода, у которых был прибор современнее и совершеннее. «Цена его не меньше полумиллиона», – вздохнул прораб. Вот этот дорогой прибор и помог установить высоту с большей точностью. От земли до верхней точки креста колокольня взметнулась вверх на 85 с половиной метров.
Да, у местных геодезистов нет суперприборов. Не стали на стройке и кран менять на более мощный, когда стало понятно, что прежний не дотянется до задуманной высоты. «Ставить новый кран – это огромные деньги, просто нереальные, – объясняет Сергей Николаевич, – и мы решили все делать как в старину: установили лебедки и подавали бетон сначала на отметку 45 метров, потом транспортировали к центру колокольни, а от центра поднимали по специальным лоткам. Могли же это предки, почему не сможем и мы!» Для двух сложных подъемов – колоколов и купола – приглашали дружеские фирмы. Это также очень дорогие работы. Купол весит две тонны, и сотрудники Волгогазнефтестроя пригоняли свой двухсоттонный кран, длина стрелы которого была почти сто метров. Колокола еще более впечатляющего веса – один восьмитонный, другой более восемнадцати! Их установка – тоже отдельная история.
Колокола завозили на стройку не в готовую звонницу, а ставили на специальные подпорки еще в ходе строительства. На той отметке, где они должны находиться в готовой колокольне. И когда строительство поднялось выше, осталось лишь затащить балки, смонтировать, сварить и, как говорят строители, подрезать ножки. То есть убрать подставку.
Сейчас колокола уже настроены и готовы ласкать слух. Звонарю для этого не надо дергать за колокольный язык. Здесь смонтировано специальное устройство. И теперь достаточно легкого нажатия на педаль. Малая звонница располагается повыше, на высоте около 50 метров. Один из малых колоколов будет задействован под куранты. Когда установят механизм, этот колокол будет извещать время характерным звоном, мелодию для которого выберут часовщик и звонарь. По словам прораба, вопросов было много, но все они с божьей помощью как-то легко решались.
Строительство еще в разгаре, а внутри уже работает лифт. Свет и отопление тоже включай хоть завтра. Первый этаж украшен многопудовыми резными дверями из дуба, которые даже на глаз сделаны на века. Для циферблата курантов придуманы специальные крепежи, поскольку сварка для мрамора не подходит. Сам мрамор привозят с Урала, где его распиливают строго по указанным размерам. Наружная обкладка из кирпича не только утепляет, но и украшает сооружение. А внутренние бетонные стены сначала шлифуются до идеальной гладкости, а потом отделываются специальной шпаклевкой сразу под роспись.
Глядя на это образцовое строительство, невольно думаешь, что с божьей помощью неплохо бы так и светские здания возводить. Школы, музеи, больницы. Там тоже вопросов много. Но решаются они совсем нелегко.
Опубликовано: 13 января 2010 г.