Общую историю пишем вместе

Чувашские и татарстанские археологи изучают болгарские памятники

Нынешний полевой сезон продолжает приносить археологам Чувашского государственного института гуманитарных наук (ЧГИГН) неожиданные открытия и находки. Он символичен еще и тем, что наследие прошлого изучается совместно с татарстанскими коллегами.

ТАРЛАШСКИЙ МОГИЛЬНИК ЗАГАДАЛ ЗАГАДКИ
Пожалуй, самыми необычными были раскопки на территории Татарстана. «Ехали исследовать один памятник археологии, а открыли целых два», — не без удовлетворения рассказывали археологи журналистам, демонстрируя свои находки: наконечники стрел, серебряные монеты, предметы украшения, черепки керамических сосудов. Все они были найдены в культурном слое поселения, предшествующего грунтовому могильнику.

Случайная находка
Впервые о языческом могильнике, расположенном близ деревни Тарлаши, что в Лаишевском районе Татарстана, заговорили в 2016 году. В красивейшей местности на берегу озера Архиерейское отвели земли под строительство коттеджного поселка. Когда будущие жители поселка стали рыть котлованы под строения, наткнулись на человеческие кости. Вызвали полицейских. Те, осмотрев находки, обратились к археологам. Так учеными Института археологии имени А.Х. Халикова был открыт Тарлашский грунтовый могильник.
В тот год татарстанские археологи серией разведывательных шурфов обследовали участок земли площадью 72 кв. м, где выявили более двух десятков погребений. Три из них раскопали. Изучив погребальный обряд (вещи в погребениях, небольшая глубина ям), предположили, что население, оставившее памятник, было языческим. Вполне возможно, что это были ясачные чуваши, о них упоминают летописные источники 16 века. Своими предположениями они поделились с чувашскими коллегами…
«Территория приказанско-заказанского левобережья, по мнению историков, территория формирования чувашей как этноса. Это важная тема, и ее необходимо исследовать методами археологии. Поэтому получив в Министерстве культуры Российской Федерации разрешение на раскопки, организовали большую совместную экспедицию, — рассказывает заведующая отделом археологии ЧГИГН Наталья Березина. — С нами вместе работают ученые Института археологии имени А.Х. Халикова и Приволжского (Казанского) федерального университета, а также 30 студентов второго курса факультета истории управления и права госпедуниверситета имени И.Я. Яковлева».

Общие корни
Археологи Чувашии давно мечтали поработать на территории Татарстана, на родине предков чувашского народа, говорит и доктор исторических наук, главный научный сотрудник ЧГИГН Виталий Иванов. Но как-то не получалось. Объяснялось это, видимо, разными взглядами на этногенез чувашского и татарского народов, историю Волжской Болгарии (Булгарии). Единственный и последний раз чувашские археологи на территории Татарстана производили раскопки болгарского городища Хулаш (правобережная часть Волжской Болгарии) в 1962-1965 годах прошедшего столетия. И то, что татарстанские и чувашские археологи сегодня совместно изучают болгарские городища, по словам ученых, событие значимое.

СПРАВКА «СЧ»
Хулаш — городище 10–12 вв., расположенное в 3 км к северо-западу от села Кошки-Новотимбаево Тетюшского района Республики Татарстан, на мысу террасы реки Свияга. Его описание впервые дал чувашский этнограф Григорий Тимофеев в рукописи «Тахаръял» (Девять деревень). Археологическое обследование в 1949 году проведено разведывательным отрядом экспедиции Казанского филиала АН СССР. Раскопки в 1962-1965 годах производил Чувашский отряд Поволжской археологической экспедиции (начальник экспедиции Алексей Смирнов, руководитель отряда Василий Каховский) на средства Научно-исследовательского института при Совете Министров Чувашской АССР.

Не сельское поселение
Свидетельством того, что на территории когда-то великого государства жили люди разных национальностей, являются и открытые нынче памятники — могильник «Тарлаши» и предшествующее ему поселение.
Поселение археологи открыли случайно. Исследовали погребения и вдруг заметили следы домов, некогда здесь стоявших… В результате было выявлено три подпольные ямы от жилых построек с фрагментами сгоревших деревянных конструкций, печной обмазки, костей животных и развалы керамических сосудов. Из интересных находок археологи отмечают керамическую пряслицу (утяжелитель веретена), керамическую бусину, покрытую зеленой поливой, фрагменты чугунного котла, бронзовую застежку-сюльгаму. За себя «говорят» и горшок, выполненный в традициях русского керамического производства, и кувшинообразный сосуд золотоордынских традиций с двумя ручками, богато украшенный несколькими рядами волнистого орнамента и лощением.
По словам Натальи Березиной, поселение, вероятно, относится к эпохе Казанского ханства (1438 — 1552 гг.), образовавшегося в результате распада Золотой Орды на территории Болгарского улуса (Волжская Болгария). Найденный в одном из домов железный наконечник стрелы и серебряный дирхем позволяют предварительно датировать его концом XIV — XV вв.
Поселение не сельское. Оно, вероятно, связано с землями, которые принадлежали лично хану. Возможно, здесь жила его дружина или люди не крестьянского сословия. На это указывает весь комплекс находок — гончарная керамика из разных ремесленных центров с разными традициями, наборы бус (возможно, импортные или из Казани), железные наконечники стрел, серебряные монеты.
Уникальность поселения и в том, что существовало оно очень непродолжительное время, а затем было покинуто или в результате военного конфликта, или уничтожено пожаром — один из кувшинов сильно деформирован под воздействием высоких температур.
Археологи надеются, что дальнейшие исследования позволят выяснить, кто именно оставил Тарлашские поселение и могильник и почему покинул ту землю. Хотя уже сейчас из летописных источников середины 16 в. знают, что в поселении проживали чуваши, татары и полонянники — русские воины, попавшие в плен и оставшиеся здесь жить. «В данной местности всегда проживали люди разных национальностей и вполне могли перенять друг у друга элементы культуры», — говорит Наталья Березина.

Берега Архиерейского озера во все времена притягивали людей: здесь не раз были обнаружены археологические древности. Фото chgign.ru

И язычество, и ислам, и христианство
Могильник, предполагают археологи, ориентировочно датируется XV-XVII веками. Между ним и поселением существовал временной промежуток — когда люди пришли хоронить, они о селении уже не знали. «Может, это было через 50 плюс-минус несколько лет», — говорят археологи.
Нынче они изучили около 20 погребений (по мнению татарстанских археологов, могильник может насчитывать до трех тысяч погребений). Могильные ямы имеют прямоугольную форму с закругленными углами, глубиной около 40-100 см от современной поверхности. Внутри больших ям прослежены конструкции в виде деревянной рамы без гвоздей с перекрытием. Детские захоронения совершены без специальных конструкций и на меньшей глубине (20-40 см). Костяки располагались лежа на спине, головой на запад.
В ритуалах погребений ученые отмечают черты, характерные как для ислама и христианства, так и для языческих верований. В большинстве погребений отсутствуют вещи, так называемый погребальный инвентарь. Язычники же в могилу умершего клали те или иные предметы, чтобы он мог ими пользоваться в ином мире. К примеру, на Тарлашском могильнике археологи обнаружили погребение с железным ножом, кочедыком (инструмент для плетения лаптей), кресалом с двумя огнивными кремнями… Отсутствие инвентаря, утверждают исследователи, характерно для мусульманских и христианских традиций. Вместе с тем погребенные захоронены без соблюдения киблы (характерна для мусульман) и в неглубоких ямах (так хоронили поволжские народы позднего средневековья, сохранявшие традиционные верования).
«Такое положение затрудняет культурно-хронологическую оценку могильника, — отмечает Березина, — но представляет интерес для изучения истории формирования народов Поволжья, их взаимоотношений, взаимопроникновения культур и религий. В данном случае прослеживается своеобразие 15-16 веков, когда различные этнические группы находились в тесно переплетенном состоянии, и среди них имело место и христианство, и ислам, и язычество».
«Чей это могильник: чувашей, татар, русских, — говорят археологи, — выяснится в будущем. Надо основательно проанализировать детали погребального обряда, искать параллели с другими могильниками, изучать письменные источники. Свое веское слово должны сказать антропологи, которые будут работать с костяками».
Кстати, данные письменных источников не противоречат археологическим материалам и позволяют предположить принадлежность могильника местному немусульманскому населению. Само село Тарлаши с середины XVI века населено русскими, о чем свидетельствуют данные писцовой книги Казанского уезда 1565-68 гг.: «Село Тарлаши на Тарлашевском озере, а в нем двор архиепискупль, двор архиепискупля ж дворецкаго, двор архиепискупля ж сына боярскаго Шемякин, крестьян, — всех 9 дворов. Пашни… крестьянские и полоняничьи…». Вместе с тем в окрестностях села имелись достаточно крупные выселки, населенные «татаравями» и «чювашой»: «починок Смойлева займище на казанском озере, а живут в нем татаравя и чюваша», «Починок Екшеиков ставят ново, а живут в нем татаравя и чюваша». В 1620-е годы писцовые книги фиксируют образование села Тарлаши Татарские (Караево тож): «Село Тарлаши Татарские, а Караево тож на озерке на Круглом, а в нем живут таторовя и чуваши».
В середине XVII в. численность татарско-чувашского населения региона сокращается, а многие населенные пункты приходят в запустение. Исследователи связывают это с эпидемией чумы, охватившей в 50-е гг. XVII столетия территорию Казанского уезда. В это время, согласно писцовой книге 1647-1656 гг., один из татарско-чувашских выселок села Тарлаши, судя по описанию, ближайший к селу, прекратил свое существование…

Фото laishevskyi.ru: Если удастся собрать 3/4 части кувшина — это большая удача, считают археологи.

ПЕТР КРАСНОВ, директор Чувашского государственного института гуманитарных наук:
— У чувашских и татарских историков немало вопросов, по которым они придерживаются разных взглядов, но надо стыковаться, работать совместно, научно обосновывая свои взгляды, тогда не будет никаких коллизий. У нас одна общая история. Волжская Болгария не была государством, в котором жили люди только одной национальности. Это была обширная территория, и в то время не было ни Республики Татарстан, ни Чувашии. Была великая Волжская Болгария, с не всегда однозначными отношениями с соседними государствами, с торговыми связями, со своими водными путями… Сувар, Биляр, Булгар — эти города не могут принадлежать только одному народу. Только такой подход поможет создать объективную историю и культуру.

 

О ЧЕМ РАССКАЗАЛИ РАСКОПКИ «БОЛЬШОЙ ТАЯБЫ»
В нынешнем году археологи возобновили раскопки и на Большетаябинском городище Яльчикского района, впервые после долгих лет затишья. Руководили экспедицией сотрудники ЧГИГН Наталья Березина, Николай Мясников, Евгений Михайлов и Александр Березин. Работы с 26 июня по 10 июля велись также совместно с коллегами из Казанского института археологии. Помогали им учащиеся окрестных школ, учителя, студенты, краеведы и просто те, кто интересуется историей родного края.

СПРАВКА «СЧ»
Большетаябинское городище на сегодня самый крупный (от 25 до 28 га) и наиболее известный археологический памятник средневековья в Чувашии. Первые письменные сведения о нем появились еще в 19 веке, описания городища оставили историки С. Мельников (1856), Сергей Шпилевский (1877), педагог-краевед Иван Зайцев (1892). В советское время городище обследовала Средне-Волжская экспедиция, возглавляемая известным российским и советским археологом Петром Ефименко (1927). Раскопки на городище проводили московские археологи, сотрудники Государственной академии истории материальной культуры (Институт археологии РАН) Алексей Смирнов (1948, участвовал и доктор исторических наук Василий Димитриевич Димитриев), и Герман Федоров-Давыдов (1957). Последние (до нынешнего года) исследования городища проводили известные чувашские историки-археологи Василий Филиппович и Борис Васильевич Каховские в 1984 и 1992 годах.

Археологам на раскопках помогали учащиеся школ, учителя, студенты, краеведы, и просто те, кто интересуется историей родного края. Фото chgign.ru

Здесь жили еще до нашей эры
По словам археологов, их предшественниками вскрыто около 1200 кв. м территории, изучены оборонительные валы, жилые и хозяйственные постройки, среди которых особо выделяют остатки общественной кирпичной бани, мастерскую по производству керамики. Проведенные исследования, а также обнаруженные артефакты (керамический горн, железные пружины от замков, ножи, кованые гвозди, кресала, многочисленные предметы вооружения — наконечники стрел, секиры и так далее) позволили сделать вывод, что «Большая Таяба» (имена археологическим памятникам присваиваются по названию ближайшего поселения), по всей вероятности, средневековый болгарский город периода Золотой Орды, существовавший на протяжении XII-XIV веков.
Ученые также выяснили, что местность заселялась несколько раз, начиная со 2-го тысячелетия до нашей эры. Так, в бронзовом веке, это около 4,5 тысячи лет назад, здесь находилась стоянка так называемой «срубной культуры» (нижний культурный слой). Об этом рассказывают найденные при раскопках обломки толстостенных грубых лепных сосудов с нарезным орнаментом в виде крестиков из отрезков линий и крупных зубчатых штампов.
Волжские болгары, по словам археологов, туда пришли в 12 веке. О том, что возникшее селение было болгарским, свидетельствуют шиферные пряслица, железные ножи, рыболовные крючки, цилиндрические замки и осколки керамики с лощением и характерным орнаментом из линий и волн. Небольшой поселок, вероятно, был огорожен тыновым забором, частоколом и рвом. Ров археологи обнаружили и нынче.
Городище было укреплено двумя рядами валов и рвов. Вокруг городища были воздвигнуты валы-стены в виде поставленных вплотную друг к другу деревянных срубов, которые составляли основу вала и засыпались глиной, кусками щебня, алебастра и землей.
Некоторые исследователи считают, что укрепленное городище являлось резиденцией баскака — представителя монгольского хана в завоеванных землях, собиравшего дань с местного населения. В начале 14 века, когда было ликвидировано баскачество, город пришел в запустение и перестал существовать.

Помнили и чтили
Жители села Большая Таяба всегда знали, что на высоком левом берегу речки Таябинки в древности был «Хула». (Правда, это не мешало в советское время там пахать и сеять). О нем записано немало преданий и легенд. Да и в одной из версий происхождения самого Аслă Таяпа утверждается, что село основано потомками жителей болгарской крепости. Объясняя происхождение названия селения, его жители исходили из того, что слово «Таяба» может означать «крепость». Или могло произойти от собственного имени первопоселенца: Тайиб, Тайбай (Таубай) — распространенные в тюркских языках имена, а Тайпи — старинное чувашское имя девушки.
«В XIII веке городище подверглось нападению золотоордынцев, жители ушли на север. После падения Казанского ханства вернулись по старой памяти на прежнее место жительства и основали новое селение неподалеку от останков городища», — говорится в предании.
По воспоминаниям старожилов (их в 1948 году записал Василий Димитриев), вплоть до XX века городище служило местом проведения религиозных обрядов. В годы, когда на людей и скот нападал мор, в северном валу прорывали ворота, закрепляя потолок досками и подборками. Через земляные ворота, по сторонам которых разжигали костры, пропускали скот и всех жителей деревни, суеверно полагаясь на очистительную силу этого своеобразного сооружения. Костер разжигали от огня, полученного путем трения. После совершения обряда очищения жители уносили угольки и от него разжигали дома огонь…
О том, что жители села с почтением относились к своей истории, говорит и «Киреметь карти», располагавшийся на одном из древних рвов и исследованный археологами этим летом. Раскоп «преподнес» множество жертвенных медных монет, датированных XVIII-XIX веками.

Фото chgign.ru

Кладезь для археологов
Нынче археологи исследовали южную, западную и центральную части территории памятника. «В южной части раскопали и наткнулись на мусорную яму. Может, где-то рядом стоял дом, но мы его «не поймали» в этом раскопе», — поделился Евгений Михайлов. А мусорная яма, утверждают исследователи, это клад для археолога. «Не подвела» яма и в этот раз. Кости животных, рыб, черепа лошадей, обломки керамики, железные ключи, наконечники стрел, сердоликовая бусина, кусочки янтаря, посудное стекло, шиферные пряслица, топор — всего не перечислишь, что стало нынче «добычей» археологов.
Хорошим датирующим материалом, по словам Натальи Березиной, являются предметы вооружения болгар — железный наконечник стрелы бронебойного типа, против тяжеловооруженных людей, противоконное заграждение «чеснок» (предмет в форме тетраэдра как ни кидай, одно острие все равно направлено вверх, а три другие формируют прочное устойчивое основание. Заграждение из разбросанного «чеснока» было эффективно против конницы).
Найденные артефакты свидетельствуют о том, что город имел обширные торговые связи, а его жители занимались различными ремеслами. К примеру, наковальня и металлические изделия свидетельствуют о том, что здесь были кузнечные мастерские, сфероконус — ювелирные. В этом сосуде перевозили ртуть, которую использовали для золочения изделий. Импортировали же ртуть из Средней Азии. Розовое шиферное пряслице «говорит» о западных связях — их делали на Волыни.
К более подробному изучению найденных артефактов ученые приступят после окончания полевого сезона, определят дату и место производства тех или иных предметов — и тогда можно будет более полно составить картину жизни городища.
Археологи провели также раскопки могильника, вероятно оставленного населением города. Он расположен на правом берегу Таябинки, на стрелке, образуемой при впадении в нее ручья Сют-Сирми. Исследования показали, что население, оставившее этот могильник, испытывало сильное влияние ислама — погребения выполнены по мусульманскому ритуалу, в неглубоких узких ямах с небольшим подбоем в гробах, с поворотом туловища и головы на юг в сторону Мекки. Сопровождающего инвентаря — остатков одежды, обуви и украшений — в могилах не найдено.

Раскопки породили сомнения
Обнаруженные находки вызвали у исследователей неоднозначную оценку. «У нас появились сомнения, что городище «Большая Таяба» существовало в эпоху Золотой Орды, — поделились они с журналистами во время нашего визита на раскопки. — Предшествующие исследователи, в частности, Федоров-Давыдов такой вывод сделал исходя в том числе из найденной кирпичной бани с подпольной системой отопления». Они были распространены в городах Нижнего Поволжья и в Волжской Болгарии в эпоху Золотой Орды. Однако, говорит Наталья Березина, за последние годы археология сделала шаг вперед, больше раскопано, знания расширились. Сегодня известно, что подобные бани были и до монголов. Например, остатки кирпичной бани с такой же подпольной системой отопления и стеклянными окнами домонгольского периода обнаружены около села Красное Сюндюково Ульяновской области.
Да и предметов, типичных для золотоордынского периода, — хорезмскую поливную посуду, джучидские монеты — в «Большой Таябе» археологи не нашли. Не находили и их предшественники. Все узко датируемые находки могут быть отнесены к XII — первой половине XIII вв. «По-видимому, оборонительные сооружения городища были построены накануне монгольского нашествия и крепость вряд ли существовала после него. Надо учесть и то, что монголы не разрешали покоренным народам строить города, — делают вывод археологи и планируют продолжить исследования в следующем году. «Незначительные размеры раскопанных площадей и полученные материалы не позволяют еще однозначно говорить о характере этого большого памятника, имеющего огромное значение для изучения средневековой истории чувашского народа».
В любом случае, «Большая Таяба» (по классификации ведущего археолога Татарстана Фаяза Хузина, это самый северо-западный укрепленный пункт болгар на границе с мордовскими землями) — это интереснейший исторический памятник, исследования которого необходимо продолжить.

В настоящее время выявлено более двух тысяч болгарских памятников X-XIV веков. Среди них около 190 городищ и более 900 селищ. Большинство из них относится к домонгольскому времени. Основная часть памятников болгарского времени находится на территории Татарстана, Ульяновской, Самарской, Пензенской областей и Чувашии.

Опубликовано: 24 июля 2018 г.


Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.