Таинственный камень в Урмарах

Частица истории и района, и всей республики

«По роду своей деятельности (я дизайнер) мне часто приходится разъезжать по Московско-Казанской железной дороге, останавливаться на станциях, решать вопросы по благоустройству пригородных вокзалов. И, конечно же, я с удовольствием знакомлюсь с местными красотами — архитектурными строениями, музеями.
Недавно мне удалось побывать в родных Урмарах. Хорошеет поселок, ничего не скажешь. Жаль только, нет исторических памятников, а ведь 125 лет, как через станцию Урмары проезжают на многие направления поезда. Прежде стояла здесь водонапорная башня (такая же, как в Ибресях и Канаше). Такая была красота, но башню разобрали.
Построили новый вокзал — радует глаз. Построили здание под музей — хорошее здание, правда, без учета специфики назначения и, как мне кажется, без национальных традиций градостроительства. А то, что установлено перед зданием, прямо в центре поселка, вообще не объяснить. Это намогильный камень. Раньше я его здесь не видел.
Более 100 лет тому назад здесь была земля Староурмарской общины. Крестьяне выращивали различные сельскохозяйственные культуры. Со строительством в Урмарах в 1897 году холодильника (на месте современного универмага) для битой птицы близлежащими участками стали пользоваться предприимчивые птичники и яичники. Значит, здесь не могло быть никакого кладбища. Так почему здесь установили этот намогильный камень? На нем высечено — «Курбатов Василий Петрович. Скончался 12 октября 1887». А сами Урмары были основаны позднее даты, высеченной на камне, в 1893 году. Но известно, что учредителем и хозяином Урмарской фабрики гнутой и столярной мебели (1903-1918 гг.) был цивильский купец Николай Петрович Курбатов.
Может, здесь есть какая-то тайна?

Ильдар Шамсиев, г. Казань

На этот вопрос мы попросили ответить ведущего научного сотрудника Чувашского государственного института гуманитарных наук Юрия Гусарова.
В любой истории есть тайна. Надгробный камень цивильского купца-хлеботорговца Василия Курбатова (ок. 1830–1887), старшего брата основателя Урмарской мебельной фабрики Николая Курбатова (1840–1917), в поселке оказался при следующих обстоятельствах. По рассказу первого директора Урмарского народного историко-краеведческого музея Елены Сергеевой, в 1991 году в поисках экспонатов для организующегося музея она съездила в село Иваново, где до революции находилась усадьба Н. Курбатова. Там она узнала, что в Цивильске у дома по улице Трактористов лежит «надгробный камень Курбатова». Поскольку фамилия Курбатовых для Урмар родная, Елена Ильинична выпросила в родном отделе культуры грузовик и съездила в Цивильск. Хозяин строящегося дома рассказал, что хотел использовать надгробье при строительстве фундамента, но соседи отговорили, мол, нехорошо. Он отдал его музейщикам. Камень из черного лабрадорита, являющийся частью надгробного памятника, изготовленного в Рыбинске, установили у входа в музей, где он пролежал около 10 лет как музейный экспонат.
Как камень оказался у предприимчивого цивилянина, неизвестно. Мы знаем, что у Курбатовых был родовой склеп на Цивильском городском кладбище, разоренном в советское время. Но наш камень, возможно, со старого кладбища села Иваново. В 1988 году, собирая материалы о дворянах Арцыбышевых, я побывал в этом селе. Тогда его жители рассказали мне о курбатовском памятнике, который в поле выпахал тракторист и бросил у сельской околицы. Был октябрь, вечерело, времени до автобуса было в обрез, поэтому осмотреть камень я не успел.
В 2002 году Урмарский музей сменил прописку, уступив здание магазину. Камень остался бесхозным. Коммерсанты отодвинули его на 7–8 м в сторону входа на стадион, чтобы он не мозолил глаза. Там, на площадке, где паркуются машины, он пролежал еще 15 лет. Это чудо, что в таких условиях камень сохранился.
Летом 2017 года в Чувашии побывала правнучка Николая Петровича Курбатова художница Татьяна Всеволодовна Джемс-Леви, проживающая в Санкт-Петербурге. Я провел ее по историческим местам поселка, но первым делом она попросила показать памятник одного из своих предков, о котором знала из моих писем. Вид могильного камня на фоне праздных прохожих произвел на нее удручающее впечатление. О том, что камень нужно убрать с бойкого места, передав на баланс Урмарского либо Цивильского музеев, мы говорили с директором музея Ириной Дмитриевой и заместителем главы администрации Урмарского городского поселения Олегом Кошельковым. Иначе, однажды спасенный от уничтожения, он мог в любой момент исчезнуть. А вместе с ним пропадет и частичка нашей истории. К чести руководства поселка, меры были приняты оперативно. Через месяц с небольшим камень установили в музейном палисаднике, где он находится под присмотром музейных работников. На весть об этом Татьяна Джемс-Леви написала: «За камень спасибо, что перенесли!»
Думаю, чтобы у прохожих впредь не возникало подобных вопросов, рядом с камнем следует установить табличку с информацией о его истории и связях рода Курбатовых с Урмарами.

 

Фото Юрия Гусарова: С бойкого места у магазина в центре поселка памятный камень перенесли в палисадник Урмарского народного историко-краеведческого музея, где он всегда под присмотром музейных работников.

Опубликовано: 10 июля 2018 г.


Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.