Есть и свои мастера

Прочел в «СЧ» статью «Гусли выдержат металл», в которой говорилось, что «сейчас аутентичные инструменты по специальному заказу изготавливают в Москве». Подумал, неужели у нас наконец-то появятся подлинные чувашские народные музыкальные инструменты? Ведь я на эту тему говорю и пишу уже 36 лет.
Но вдруг вижу, что в статье упоминают и «народную чувашскую скрипку», и даже «жалейку». Сомнительно, чтобы у нас были такие инструменты. Скрипка не чувашский инструмент, а западный. У чувашей были инструменты рода скрипки – это купас и хама купас. Мне кажется, лучше возродить их. Жалейка и вовсе русский духовой тростниковый музыкальный инструмент.
Читаю публикацию далее. «Например, на древних гуслях струны были из жил». Но чувашские мастера до появления металлических изготавливали кишечные, шелковые и льняные струны. Только не из жил.
В середине прошлого века на все Поволжье славились отдельные мастера. В 1939 году В. Кривоносов писал: «Из кустарей выделяется М. Филиппов (д. Ольдеево Чебоксарского района), который смастерил свыше 500 различных струнных инструментов, в том числе по заказу Чувашского музыкального училища много скрипок, альтов, контрабасов и гуслей высокого качества». По данным литературы «Гусли чувашские (шлемовидные) достигли такого совершенства, что в 1930-х годах в Москве Г. Любимовым они были введены в его оркестр четырехструнных домр».
В свое время композитор Ф. Лукин поддерживал морально и материально народного мастера М. Филиппова, который занимался изготовлением музыкальных инструментов. В конце 1980-х годов я несколько раз побывал у него в д. Ольдеево Чебоксарского района. Жил он в старом, бедном доме. Мастер рассказывал, что в колхоз так и не вступил и с благодарностью вспомнил композитора Ф.М. Лукина за то, что он помог ему оформить пенсию. Тогда я ему задал вопрос: дети будут продолжать ваше дело? Он четко сказал: нет, не хочу, чтобы мои дети тоже были нищими, как я. К сожалению, я так думаю, у народных мастеров в Чувашии нет такой традиции передавать своим детям и внукам культуру своего народа. И эта культура держится пока только на энтузиастах. Как мне хочется ошибиться в этом.
Однако факт остается фактом, на реконструкцию и изготовление музыкальных инструментов наши народные мастера не получали поддержки, тем более материальной. И мы сегодня делаем заказ в Москве. Но москвичам для изготовления подлинных чувашских народных музыкальных инструментов придется проштудировать литературу, связанную с культурой чувашского народа. Чтобы не получилось имитации. И если эти инструменты столичные мастера будут создавать, ориентируясь на западноевропейский канон, то мы вряд ли получим настоящие чувашские народные музыкальные инструменты.

В. Чернов,
народный мастер. г. Чебоксары.

Опубликовано: 10 декабря 2009 г.


Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.