«Советская Чувашия» побывала в пресс-туре по Подмосковью
Пятнадцать российских журналистов из разных регионов страны стали участниками медиатура в Сергиево-Посадский район Московской области. Поездку в старинный русский городок и его окрестности организовали Альянс руководителей региональных СМИ России (АРС-Пресс) и подмосковный музей-заповедник «Абрамцево». Вот уже несколько лет подряд АРС-Пресс знакомит региональных газетчиков с самобытными и подчас неизведанными уголками нашей огромной страны в рамках проекта «Узнаем Россию вместе!» Цепким журналистским взглядом пишущая братия успела оценить житье-бытье в Сочи, Бурятии, Владимирской области, Забайкалье… В путешествии по Подмосковью побывал и корреспондент «Советской Чувашии».
Начало. Лавра
После суетливой и бесснежной Москвы в небольшом Сергиевом Посаде, расположенном в 70 км от столицы, нас встретила настоящая русская зима. Уютные купеческие особнячки, старинные дома с резными наличниками, виднеющиеся отовсюду маковки храмов, и главный среди них — Свято-Троицкая Сергиева лавра. Оказаться в Сергиевом Посаде зимой — особое чудо. В это время весь город становится буквально одного цвета: чистый, белый снег, белоснежные церкви, стены монастырей…
Поэтому, наскоро разместившись в гостинице, журналисты, несмотря на поздний час, тут же отправились гулять по городу. И первым пунктом посещения, конечно же, стала лавра. Благо поселили газетчиков буквально у монастырских стен — каждое утро и каждый вечер мы любовались золотыми куполами старинной обители, история которой ведет отсчет ни много ни мало с 1337 года.
Время было позднее, но богомольцев в лавре хватало. Тем не менее нам без очередей удалось приложиться к одной из величайших здешних святынь — раке с мощами преподобного Сергия Радонежского, в честь которого, собственно, и назван Сергиев Посад. Забегая вперед, отмечу: с посещением лавры (их, кстати, в России всего две. Вторая — Александро-Невская — находится в Санкт-Петербурге) нам необычайно повезло. Все три дня, что мы находились в городе, ни разу не наблюдали многотысячных столпотворений паломников, что для лавры, в общем-то, обычное дело. Как позже рассказала экскурсовод, очереди к мощам святого могут растягиваться на несколько километров.
Кстати, кроме россиян Свято-Троицкую Сергиеву лавру любят посещать, как ни странно, китайцы. В чем мы и убедились уже в ближайшие дни. Группа туристов из Поднебесной в шапках-ушанках и с опознавательным флагом в руках внимала каждому слову гида и то и дело щелкала фотоаппаратами. Для них в лавре переведены на китайский язык указатели. А в церковной лавке на отдельном стенде можно обнаружить книги, открытки и магнитики на китайском. Как оказалось, поездками в Россию в Китае вознаграждают передовиков производства. Так они изучают русский язык, который там очень популярен.
Удивило и такое отличие лавры от других наших храмов, как пожертвование на свечи и церковные записки за здравие и упокой. Если в большинстве православных церквей и то и другое имеет определенную стоимость, то в притворах соборов лавры никаких «ценников» мы не увидели. Свечки можно было брать в любом количестве, а расплачиваться за них — по велению души. «Кто сколько может», — объяснили нам, имея в виду, что люд сюда идет самого разного достатка.
Сергиев Посад, впрочем, испокон веков живет за счет богомольцев. Вот и сегодня город этот по большей части — паломнический. Большинство горожан здесь занято в сфере туризма (это один из городов Золотого кольца России), остальные ездят работать в Москву. И для верующих, и для обычных туристов здесь созданы все условия. Прямо с местного железнодорожного вокзала странников ведут всевозможные знаки и указатели, а недалеко от самой лавры находится туристско-информационный центр.
С размещением на ночлег (в основном в город приезжают на день-два) тоже все четко и ясно. Как нам показалось, всевозможных гостевых дворов, изб, хостелов в Сергиевом Посаде даже больше, чем продуктовых магазинов. Есть гостиничные номера и при самой лавре. Цены — разные: от 750 рублей за ночь в хостеле и от 2400 рублей в гостинице. Средний чек в ресторане обойдется примерно в 700 рублей.
Сегодня Свято-Троицкая Сергиева лавра включена в список всемирного наследия ЮНЕСКО. На ее территории насчитывается около 50 строений и памятников — чтобы обойти и осмотреть их, не хватит и целого дня. Все храмы комплекса выполнены в совершенно непохожих друг на друга стилях. Есть среди них и строгие, лаконичные, отсылающие к византийским корням, и праздничные, пышные, похожие на торт со взбитыми сливками.
День первый. Абрамцево
Принимающей стороной медиатура выступил уникальный музей-заповедник «Абрамцево», имеющий статус объекта культурного наследия федерального значения. Расположен он недалеко от Сергиева Посада, в черте небольшого городка Хотьково. В свое время эта усадьба принадлежала известному писателю и литератору Сергею Аксакову, именно здесь он написал свой «Аленький цветочек», затем ее владельцем стал крупный железнодорожный промышленник и меценат Савва Мамонтов.
Признаться, не все журналисты пресс-тура раньше что-либо слышали об этом месте. В основном, заметили организаторы, Сергиев Посад в умах большинства россиян все-таки ассоциируется с крупной храмовой обителью. А потому знакомство с Абрамцево стало настоящим открытием и даже откровением для региональных журналистов.
Начнем хотя бы с того, что принимал нас заповедник в свой выходной день. Выйдя из автобуса, мы поначалу оцепенели — настолько красиво было все вокруг! — а уж потом взялись за фотоаппараты. Мягко падали хлопья снега, вокруг — сугробы, леса, меж них — скромный усадебный дом с мезонином, и тишина… И как-то сразу стало понятно, почему поместье при жизни Аксаков называл «раем земным».
Лавра располагает целым рядом пищевых производств, трапезных. Здесь, например, выпускают продукты питания, произведенные на монастырских подворьях, под собственной торговой маркой. Знаменитые лаврские коврижки, хлеб, сбитни, соленья увозит отсюда, пожалуй, каждый турист. Вот уж действительно, «город в городе», «государство в государстве», как нередко называют лавру.
В истории русской культуры этот маленький мир сыграл выдающуюся роль. Сюда приезжали Гоголь, Тургенев, Тютчев, а при Савве Мамонтове Абрамцево стало настоящей творческой меккой. Здесь творили художники Поленов, Васнецов, Репин, Остроухов, Серов, Коровин, Нестеров, Врубель — почти вся Третьяковская галерея, гостили музыканты, актеры. Творческий союз этих мастеров в истории искусства даже получил название Абрамцевский художественный кружок. И Аксаков, и Мамонтов, и их многочисленные гости искали здесь вдохновения и отдохновения от столичной жизни.
О выдающихся личностях русской культуры в поместье хранят живую память. Гоголевская аллея, сказочная избушка на курьих ножках по проекту Васнецова, баня-теремок, деревянная мастерская с керамикой Михаила Врубеля… Именно в Абрамцево Валентин Серов писал знаменитую «Девочку с персиками». Копия этой картины выставлена в одной из комнат усадьбы, оригинал — в Третьяковской галерее.
Кстати, сам дом сохранился до наших дней почти в первозданном виде. Как рассказали сотрудники музея, Абрамцево — один из немногих заповедников в стране, в котором подлинные не только вещи. Сами здания комплекса почти не подвергались реставрации. Так, деревянный усадебный дом за несколько веков вообще не раскатывался. Замене подверглись лишь прогнившие венцы — методом научной реставрации их удаляли подобно больному зубу.
Абрамцево популярно у туристов в любое время года. Многие приезжают сюда вновь и вновь, лишь бы побродить по тихим лесным тропам, полюбоваться небольшой речкой Ворей, напитаться «русским духом». На территории музейного комплекса есть даже своя вертолетная площадка — для статусных гостей из Москвы. Некоторые из них под рассказы о благотворителе Мамонтове нет-нет да и помогут заповеднику материально. Так, на средства предпринимателя из Санкт-Петербурга несколько лет назад здесь отреставрировали церковь Спаса Нерукотворного, домовый храм семьи Мамонтовых. «Но таких мало», — не без сожаления заметили музейщики.
Впрочем, в музее-заповеднике ко всему материальному относятся по-особенному. Живописные места Абрамцево нередко привлекают молодоженов для проведения здесь выездных свадебных церемоний, есть и желающие обвенчаться в местной церквушке. Однако сделать это здесь могут далеко не все, даже имея тугой кошелек. Прежде сотрудники заповедника проводят с «заказчиками» что-то вроде экзамена на знание русской культуры, искусства. Место-то обязывает. И, надо сказать, после такого тестирования многим в торжестве в Абрамцево отказывают… «Не все можно купить за деньги», — добавляют хранители абрамцевской старины.
Музей-заповедник мы покидали с легким ощущением грусти, что со всей этой зимней сказкой, к сожалению, приходится расставаться. Душевный мамонтовский дом почему-то вовсе не произвел впечатления холодного, законсервированного музея. Запомнился он именно домом, хозяева которого вот-вот должны вернуться с прогулки.
Окончание — в ближайших номерах
Фото автора
Для иконостаса одного из соборов лавры — Троицкого — Андрей Рублев написал свою знаменитую «Троицу». Сейчас в храме находится список иконы, оригинал с 1929 года выставлен в Третьяковской галерее.
КСТАТИ
«Медленный» город — это хорошо
Сергиев Посад — один из так называемых «медленных» городов. Это движение в урбанистике зародилось не так давно в Италии и быстро нашло поддержку во всем мире, в том числе и в России. В «медленном» городе люди преимущественно ходят пешком или ездят на велосипеде, а не на машинах, придерживаются традиционного уклада жизни, ценят народные ремесла, ведут здоровый образ жизни.
Из Москвы до Сергиева Посада, например, ходит электричка со специальным вагоном для людей с велосипедами. А в самом городе разработано множество велосипедных маршрутов к достопримечательностям. В центре Сергиева Посада даже уменьшили проезжую часть, чтобы пешеходная зона стала шире. А все транспортные артерии увели подальше от главных улиц, опять же, чтобы туристы больше ходили пешком. Постепенно здесь собираются вынести все деловые объекты на периферию, чтобы максимально разгрузить исторический центр.