У зрелищ свои дирижеры

Предстоящий в мае в столице Чувашии Кубок мира обещает стать одним из самых запоминающихся мировых стартов спортивной ходьбы.
На днях в Чебоксарах побывал гость из Москвы — Валентин Алексеев, консультант по проведению Кубка мира. Валентин Александрович был главным режиссером всех Спартакиад народов СССР начиная с 1956 года, главным режиссером XXII Фестиваля молодежи и студентов в 1985 году в Москве, а также V Всеафриканских игр в Египте, X Средиземноморских игр в Сирии, принимал активное участие в открытии Нового Олимпийского года в Греции в 2004 году. Он член Совета театрализованных представлений Российской Федерации, лауреат премии «Грани Театра Масс» (нужно заметить, что кроме него эту премию получали в России только Игорь Моисеев и Борис Петров), преподает в Институте культуры, читает курс «Спортивная режиссура», академик и полковник.
— Валентин Александрович, вы не впервые в Чебоксарах?
— Нет, я был приглашен в ваш прекрасный город еще в 1986 году, проводил здесь слет комсомольцев по местам боевой и трудовой славы. Потом еще несколько раз доводилось приезжать, а в 2004 году проводил у вас V Кубок Европы по спортивной ходьбе.
— И какие мероприятия особенно запомнились?
— Прежде всего — 525-летие столицы. Это был грандиозный праздник на набережной — с театрализованным представлением и карнавальным шествием. На залив выпустили более 200 факелов живого огня. Тогда еще не было фонтанов, поэтому поливальные машины создавали их каскады в воде. В мемориальном комплексе Победы в 90-е годы состоялось большое факельное шествие в память о павших в Великой Отечественной войне. Еще запомнилась акция — красивая свадьба на площади Ленина с участием 50 свадебных кортежей. Очень яркое было зрелище. Многие идеи реализовывались при поддержке тогдашнего заместителя главы города Марии Семеновны Семеновой. И вот я снова в этом городе. Он неузнаваемо преобразился. Появился уникальный монумент Матери, обновились набережная, мемориальный комплекс Победы. На этих площадках можно реализовать не одну идею.
— Спортивная режиссура — это тоже искусство?
— Конечно, здесь, как и в театре, нужно создавать образ яркий, пластичный. Но для этого необходимы усилия сотен людей. А идею надо выдумать, родить. Все свои «праздники» (идеи) я создаю исключительно ночью. Наедине с собой. Я работаю с художником — это второй человек в создании коллективного образа. Еще есть музыкальный руководитель, заместители по постановочной части, режиссеры по эпизодам. Допустим, появляется фигура Богини, девушки — «жрицы» Богини танцуют, и, как завершение — возложение лавровых венков, чествование победителей. Элементы театрализованного действа, в том числе в спорте, были характерны и для Древней Греции, вспомним хотя бы Олимпийские игры. У спортивной режиссуры богатое прошлое. Но сейчас, к сожалению, она не может похвастаться обилием специалистов. Поэтому я говорю своим воспитанникам — будьте рядом, смотрите, копируйте — и вы чего-то добьетесь.
Народ требует не только хлеба, но и зрелищ. Так было и будет всегда. Вот, например, День спорта в Сочи, который проходил в рамках Фестиваля искусств. Там было более 800 участников действа — и праздник действительно удался, это был праздник красоты и спорта.
— Народ на таком празднике — зритель или участник?
— Режиссер делает все, чтобы зритель стал участником большого действа.
— А что можно сказать о подготовке к Кубку мира?
— Это будет зрелищный, масштабный театрализованный праздник спорта. Уже сделаны кое-какие эскизы, намечены эпизоды, которые предстоит тщательно отработать. Мной и режиссерской группой придуманы предметы, элементы декора. Звездная дорожка к пьедесталу, богиня Ника, титаны… Всего раскрывать не будем.
— Валентин Александрович, а есть у вас мечта?
— Хочу оставить свой след. Написал учебник, провел какое-то мероприятие — вот это и есть мой след в жизни.

Надежда АНДРЕЕВА.

Опубликовано: 20 марта 2008 г.
Тэги:
Без рубрики


Читайте также:

Один Ответ

  1. У зрелищ бывают режиссеры, а дирижеры только у оркестров и хоров.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.