Как уже сообщалось, на совместном заседании Совета глав местного самоуправления и Совета по реализации нацпроектов при Президенте республики в числе прочего будет проанализирована работа по наведению порядка в отношении свалок, уборке территорий. Судя по всему, разговор состоится очень жесткий…
Дома с видом на мусорку
Заглянуть к жилым домам 47 и 49 по улице Гагарина, что за бывшей поликлиникой ХБК, нам настоятельно порекомендовали читатели газеты. Практически это центр города. Рядом – корпуса медсанчасти, через дорогу – красавец-стадион, а в двух шагах – суперсовременный торговый центр. Кстати, территории, прилегающие к этим объектам, смело можно назвать образцово-показательными.
В этом отношении особенно преуспел «Мега Молл». Несмотря на то, что здесь всегда многолюдно, полно частного и общественного транспорта, на огромной площади перед торговым центром царит полный порядок. Думаете, тут не сорят? Сорят, еще как. Но администрация учреждения, учитывая особенности менталитета покупателей, посещающих торговые ряды, решила вопрос наведения порядка очень просто. У «Мега Молла» многие, наверное, заметили женщин в униформе, которые весь день занимаются сбором окурков и прочего мусора. Вот вам весь секрет чистоты и порядка. С нашими людьми иначе нельзя. Ну не научились многие донести окурок до ближайшей урны, не бросать мусор там, где только что убрано.
Солидное учреждение может позволить себе такую роскошь, как содержание специального штата тружениц-уборщиц, целыми днями старательно убирающих мусор после неаккуратных покупателей. А вот ОАО «Тирпей», как и многие другие подобные организации города, такого «спецобслуживания» вверенных ему территорий не потянет. Поэтому на некоторых участках творится форменное безобразие. Например, на дворовой территории тех же жилых домов 47 и 49 по улице Гагарина.
Конечно, это надо видеть. Два дома рядом с оврагом. Тут же – санитарный уголок в виде ограды и трех железных емкостей для сбора отходов. Зачастую мусор в емкости не попадает, а складируется рядом с ними, а то и летит просто в овраг. Словом, никем не санкционированная свалка, коих после таяния снега появляется на территории города великое множество.
– По большому счету, в этом беспорядке виноваты сами же жильцы, – считает проходящая мимо зловонного места пожилая женщина. – Люди ремонтируют квартиры, а строительный мусор выбрасывают сюда, не заботясь о вывозе на свалку.
Кто должен вывезти весь этот «нестандартный» мусор в виде разобранных дверей, кирпичных перегородок, столетней мебели и прочего хлама? Конечно же, тот, кто вынес его на улицу. Но так не бывает. Все равно с этим мусором и несанкционированными свалками придется повозиться коммунальной службе. Скажем, на улице Гагарина той женщине-уборщице, за которой закреплена эта территория. Но грузить весь этот хлам она одна не сможет. Значит, нужна бригада помощников. А они прибудут не скоро.
– Действительно, время от времени мусор убирают. А потом он опять накапливается, – подтверждает Антонина Николаевна, проживающая в злополучном доме 47 с 90-х годов.
По ее словам, дома здесь какие-то невезучие. Мало того, что сами жильцы наплевательски относятся к чистоте вокруг дома, так и коммунальщики усердием не отличаются. Подъезды, продолжает женщина, толком не убираются, о регулярной влажной уборке говорить не стоит. В подвале дома стоит вода, отчего летом тут дурно пахнет, летают кучи комаров. И, похоже, все смирились с этой вопиющей антисанитарией.
В. Яковлев.
Цифры
В 2006 году (данные за 2007 год еще не обнародованы. – Ред.) объем образованных отходов возрос почти в два раза по сравнению с 2005 годом и составил около 541 тыс. тонн. Наиболее опасные из них составили 42 тыс. тонн. Из всех образованных отходов лишь 8% (45 тыс. тонн) обезврежено. Остальной же объем накапливается на территории хозяйствующих субъектов, на специализированных и несанкционированных свалках.
Рога и копыта на марше
«Скоро мы утонем в мусоре», – бьет тревогу Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура. По устоявшейся привычке сельчане исправно отправляют все бытовые отходы в ближайший овраг, а главы поселений, которые отвечают за благоустройство, только руками разводят. Мол, нет денег на то, чтобы собирать и вывозить консервные банки, пластиковые бутылки и прочий хлам как полагается.
Да что говорить, если даже те, кто занимается сбором мусора в силу профессиональных обязанностей, грубо нарушают правила. Чего стоит только один вопиющий факт в Батыреве, где, по словам помощника чебоксарского межрайонного прокурора Александра Григорьева, на свалку вывозились останки домашнего скота, что категорически запрещено. Да причем не одна-две усопшие от старости буренки, а целые тонны костей, внутренностей и прочие малоаппетитные части коровьих туш.
Ведь, как известно, трудолюбивые батыревцы активно занимаются забоем закупленной скотины. И пока любители говядины прицениваются к лакомым кусочкам, ответственным лицам следовало бы позаботиться о том, чтобы утилизировать ежедневные тонны рогов и копыт либо в скотомогильниках, либо на специализированном предприятии в соседнем районе. Теперь же МУП Батыревского ЖКХ придется выплачивать сразу несколько крупных штрафов в несколько десятков тысяч, в том числе и за отсутствие лицензии на организацию сбора биоотходов.
В селе поставили контейнер
Только денежные штрафы способны заставить особо несознательных глав самоуправления задуматься о растущих мусорных Эверестах, уверены в природоохранной прокуратуре. Всего в прошлом году подано восемь судебных исков к администрациям разных поселений, а один глава сделал правильные выводы еще до получения судебной повестки. Так в деревне Норваши-Шигали Батыревского района появился первый контейнер для отходов. Но особое взаимопонимание возникло с главой Яльчикского района Николаем Миллиным. Он не только позаботился о том, чтобы жители той деревни, откуда он родом, могли пользоваться благом цивилизации в виде контейнеров, но и приводит в порядок районную свалку. По сравнению с такими же объектами в Шемуршинском и Батыревском районах, по мнению А. Григорьева, яльчикская свалка выглядит немного лучше. В отличие от остальных здесь есть забор и земляной ров с обваловкой, и заасфальтированная дорога. Осталось только оформить должным образом документы на участки.
В идеале же каждую свалку должен охранять не только вышеупомянутый забор, но и круглосуточная охрана. А если есть охрана, то нужен домик для отдыха и домик для иных, более интимных, нужд. Выходит, что свалка – уже не просто гора мусора, а целый комплекс с обслуживающим персоналом, который будет и сортировать мусор, и следить за его безопасностью для окружающей среды. Главам же местного самоуправления, как считают в межрегиональной прокуратуре, пора не только разводить руками, ссылаясь на от-сутствие средств. Их прямая обязанность – разработать программу по утилизации отходов на местном уровне и добиться выделения финансирования на ее реализацию. А от повторения, что денег нет, средства точно не появятся.
Е. АЛЕКСЕЕВА.
Дословно
В. Фадеев, председатель правления Совета муниципальных образований Чувашии:
«Важной проблемой для окружающей среды являются имеющиеся 160 тонн пестицидов и гербицидов. Никто не знает, что делать с ними: как грузить, куда отправить, где найти средства на их уничтожение.
Просили бы руководство республики, федеральные контролирующие органы в некоторых вопросах дать передышку, пока муниципалитеты встанут на ноги и смогут приступить к реальному обустройству этих сооружений. Ведь необходимо дать время, чтобы провести инвентаризацию и определиться с первоочередными объектами, а не наваливаться по всем вопросам одновременно».