В 90-е годы прошлого столетия уникальная коллекция минералов и камней, старательно собранная известным в республике строителем Н. Андрбаевым, вполне могла бы уехать из Чувашии. «Я вышел на пенсию, и камни надо было куда-то пристроить, – рассказывает про этот эпизод из своей жизни лауреат Госпремии России. – Родом я из Башкортостана. Там мне сказали: «Привезите коллекцию. Мы найдем ей применение».
К счастью, этого не случилось. Коллекция, уже упакованная в ящики для отправки, осталась в Чувашии. Она стала основой экспозиции Минералогического музея, десять лет назад открытого в столице республики и сразу же признанного одной из ее достопримечательностей.
Музей уникален тем, что появился отнюдь не в геологическом краю. Экспонаты привезены из других регионов, которые природа щедро одарила полезными ископаемыми. И по ним можно изучать географию. К примеру, приток Лены, река Чара, известен не только своим поэтическим названием. По сведениям геологов, Чара – единственное место в мире и России, где встречается чароит. Н.Андрбаев, увлеченно рассказывая, остановился именно возле этого камня, переливающегося сочными линиями густо-зеленых красок. Какая неземная красота, дух захватывает! «Между прочим, чароит в сто раз дороже гранита, – заметил по поводу этого творения природы старый геолог, пришедший в музей. – Из этого камня делают красивые вазы и тонкие отделочные плиты». Правда, в Чебоксарах зданий и сооружений, отделанных чароитом, днем с огнем не сыщешь – уж слишком дорогое это удовольствие.
Откуда у строителя Н. Андрбаева любовь к минералам и камням? Ясно, долго возглавлял уникальную строительную организацию, которая одевала в гранит и мрамор общественно значимые объекты в Чувашии и за ее пределами. А собирательство красивых образцов горных пород – это как бы попутное увлечение. Но не только этим объясняется тяга заслуженного строителя России и Чувашии к миру камней. По словам Нурияна Аюповича, в юности он мечтал стать геологом, однако пути-дороги привели на стройку. Геологом не стал, но интересоваться геологией не перестал. Так через много лет и реализовал юношескую мечту о романтической профессии.
В душе он действительно романтик и поэт. Для кого-то представленные в музее экспонаты – всего лишь образцы горных пород, пусть и красивые, а для Андрбаева они – как живые существа: «Хотите верьте, хотите нет, но минералы живут, растут и… чувствуют».
Насколько ценны представленные в музее экспонаты? В ответ на этот вопрос Н. Андрбаев приглашает к стенду, где лежит один из самых популярных ювелирных камней – топаз голубого цвета. Легенды приписывают ему множество прекрасных свойств, за что он пользуется заслуженным уважением у ценителей прекрасного. В ювелирных украшениях топаз измеряется каратами, а здесь, в музее, посетители любуются природным творением величиной с кулак. «Нет, такую красоту деньгами не измеришь», – говорит один из основателей музея.
Появляются здесь и местные экспонаты. Одни из них хранилищу подарил председатель естественно-исторического общества «Терра-Инкогнито» А. Березин. По его словам, в свое время исследователи природных камней Сазоновы нашли на реках Сура и Меня и описали два вида невзрачных, но очень дорогих аммонитов, которые назвали суритес-порецкоензисом и меняитасом. Но поиск разновидностей аммонита продолжается. Председатель «Терра-Инкогнито» сообщил, что новый род аммонитов, обнаруженных на территории нашей республики, получил название чувашиты. А один из видов, который недавно описали Березины, назван в честь Сазоновых – чувашитас-сазонови. Вот этими экспонатами-окаменелостями и пополнился музей.
Опубликовано: 19 ноября 2009 г.