Шестигранный столб с крестом и гранитная плита будут установлены на холме недалеко от строящейся автодороги из Ибресь на Яльчики. Для путников возле чистой студеной речки предусмотрены беседки и скамейки.
Так в Алатырском районе решили увековечить память о Вараксарской чувашской женской трудовой общине. Ученые ее назвали «феноменом просветительско-педагогической теории и практики И.Я. Яковлева». Сообщив об этом, глава
поселения Василий Казанцев подчеркнул: «Старожилы Старых Айбесь постоянно с теплотой вспоминали эту общину. Ведь она для нас стала примером развития скотоводства и растениеводства. Говорят, сам патриарх неоднократно сюда приезжал». Открытие комплекса состоится в следующий праздник Святой Троицы в юбилейный, трехсотый, год со дня упоминания села в исторических летописях. Все работы будут вестись хозспособом, по методу чувашского «ниме».
Как известно, примерно в период с 1911 по 1917 годы чувашский просветитель И.Я. Яковлев купил 8 десятин земли возле речки Вараксарки. Туда с окраины Сурского леса переехала религиозная женская община. На новом месте за 3-4 года ее обитатели обзавелись необходимыми помещениями для жилья, приготовления пищи, общей молитвы и другими строениями. Кроме того, община арендовала пашни и луга у айбесинских крестьян. Отмечая жизнеспособность и перспективность Вараксарской общины, Яковлев считал, что она «будет служить
для чувашей живым примером мирной трудовой христианской жизни», будет образцом ведения сельского хозяйства, домоводства, а также чистоты и порядка. Чувашских женщин тянуло в Вараксарскую общину. Дело было не только в чувашском языке, которым повседневно и во всех случаях пользовались члены общины. Здесь, на Вараксарке, жизнь сестер была социально полнее и свободнее, обращалось больше внимания на материально-бытовую сторону. Существовали общие и частные правила для сестер, определяющие внутреннее устройство общины. Если поступающая в общину была неграмотной, ее стремились научить читать и писать. Особенным пунктом в проекте устава было записано, что «в общежитии, если позволяют средства и найдется помещение, следует открыть школу
грамоты». Яковлев мечтал об открытии мастерских для чувашей – инвалидов войны, приюта для детей-сирот, организации промыслов на базе стекольного завода и деревообработки.
Однако затянувшаяся Первая мировая война, разруха, социальные потрясения не лучшим образом отражались на внутренней организации и внешних условиях Вараксарской общины. В 1921 году она прекратила свое существование.
Опубликовано: 13 ноября 2009 г.