Недавно наша газета рассказала о бабушке, которая осталась без квартиры и живет под балконом у своих бывших соседей. И вот еще рассказ одной нашей читательницы на ту же тему, которая взволновала многих.Если у пожилой женщины уже нет ни сил, ни здоровья начинать новую жизнь, то у «героя» этой истории ситуация несколько иная… Юля с Андреем решили пожениться. Решение к ним пришло абсолютно спонтанно, они поняли, что жить друг без друга не могут. Денег на шумную свадьбу у них не было, а хотелось и роскошное подвенечное платье, и лимузин. Юля работала продавцом в одном из столичных магазинов, зарплата у нее была невысокой. Ее жених тоже больших доходов не имел, денег хватало только на самое необходимое, правда, он все время размышлял о том, что поедет куда-нибудь на заработки. Родители молодым помочь не могли. Мать Андрея воспитывала их с младшим братом без мужа. А у Юли работал только отец. Мама потеряла работу после того, как вышла из декретного, родив второго ребенка.
Тут очень некстати проводилась акция, на которой всем желающим раздавали кредитные карты. Достаточно было ее активировать, и деньги были в кармане. Будущих супругов не смущало, что долг придется отдавать с большими процентами, главное для них было – не откладывая, сыграть свадьбу. О том, где они будут брать средства на торжество, родителей в известность решили не ставить.
Свадьба отшумела, пришел черед возвращать заем, из банка звонили по нескольку раз на дню, а больших заработков, о которых мечтал молодой муж, все не было. Мать Андрея, узнав о случившемся, продала свою двухкомнатную квартиру в Чебоксарах. Решила, раз Андрей все равно живет у жены, то в жилье не нуждается. И купила себе с младшим сыном однокомнатную в Новочебоксарске. А часть вырученных денег отдала старшенькому на погашение долга. С кредитами молодые рассчитались и могли уже зажить спокойно. Но тут родился малыш. Пеленки, бессонные ночи, постоянные траты на молочные смеси, лекарства для заболевшего ребенка выводили новоиспеченного папу из себя. Несколько раз подряд он приходил домой в подпитии, а когда жена возмутилась его поведением, хорошенько побил ее. Дед, в доме которого жила молодая семья, потребовал, чтобы ее глава прекратил дебоширить или съезжал с квартиры. Андрей пару месяцев продержался, а потом все повторилось. Дед вызвал к избитой до синяков внучке милицию, Юля решила больше не рисковать своей жизнью и подала на развод. Андрею пришлось уйти.
Однако мама, к которой он захотел вернуться, в свою квартиру его пускать не собиралась. Она объяснила, что он уже взрослый и должен сам устраивать свою жизнь. Но Андрей не нашел ничего лучше, чем поставить под окнами матери шалаш и жить там. С работы за пьянку его уволили, перебивается теперь случайными заработками, ходят слухи, что подворовывает, алименты на ребенка не платит. Правда, на выпивку деньги почти всегда находятся. Периодически из шалаша он пропадает, потом появляется вновь. Холеный некогда юноша стал похож на пьянчужку, к которому страшно подойти.
Татьяна Петровна, которая поведала эту печальную историю, задается вопросом, почему молодой, полный сил парень, вместо того чтобы найти себе работу, снять квартиру, предпочитает медленно умирать на улице? В конце концов, если не очень капризничать, то работу, за которую хорошо платят, в Чебоксарах найти можно. В крайнем случае молодежь уезжает в Москву, на Север, как-то устраивается. Почему этого не делает Андрей?
Человека всегда интересует непонятное. Почему люди становятся бомжами, когда у них, казалось бы, есть все возможности жить нормальной жизнью? Конечно, «нормальная» жизнь для каждого имеет свои критерии. Однако бомжевание даже при самой высокой толерантности к чужому мнению вряд ли может в них уложиться. Мы попросили психолога одной из чебоксарских клиник Людмилу Павлову прокомментировать эту ситуацию:
– Никто специально жизнь бомжа себе не выбирает, выбор происходит на бессознательном уровне. Обычно такая жизнь оказывается уделом людей, которые очень зависят от матери, потому что, по их ощущениям, это она должна кормить их и содержать. Им бесполезно объяснять, что они уже взрослые, что должны сами за себя отвечать. Они не умеют этого делать. Весь мир они воспринимают как большой и угрожающий, а себя – маленькими и беспомощными, от которых ничего не зависит. Все, что происходит в их жизни, они считают либо ударом судьбы, либо ее подарком. Почему мальчик пошел жить в шалашик: он там спрятался от невзгод, закрылся. Он даже не умеет объяснить, как и почему ему плохо, а его тело говорит, что он готов умереть у матери на глазах, потому что она лишила его своей любви и заботы. Он знает только то, что ему все должны. И очень возмущается, когда окружающие с этим не согласны. Пока он не совершит преступление, за которое его осудят, пока не попадет в тюрьму, он так и будет маяться в шалашике, готовый мерзнуть, голодать, терпеть всяческие лишения. Надо сказать, что в тюрьме он будет себя чувствовать лучше, чем на воле: там не придется заботиться о себе, решать какие-то проблемы, думать, как жить дальше. Ему останется только выполнять чужие указания. Помочь такому человеку очень сложно именно потому, что он не осознает своих проблем. По сути, люди уходят не в бомжи, они бегут от жизни.
Опубликовано: 6 ноября 2009 г.