Свеча на ветру

[nggallery id=355]

В противоречивое время мы живем. Почти одномоментно в Чебоксарах после реконструкции открывали памятник Ленину, сопровождая церемонию вручением сталинской медали, а на старом кладбище зажженными свечами встречали День памяти жертв политических репрессий.
Георгий Петрович Щукин в далеком 1953-м был вызван повесткой в Чебоксары в известное здание НКВД. Его уже ждали в кабинете – как войдешь, первая же дверь направо. Часовой с винтовкой как отрезал: «Все, пропал мальчишка». Для 14-летнего Геры это звучало приговором. Но судьба была к нему благосклонна. В тот мартовский день следователь, который выписал повестку, вдруг отбыл в Москву, а тому, кто восседал в кресле, было не до сельского паренька. Какое дело до подростка из Вурнарского района, если умер сам Сталин.
Так что же это было? Вчера на митинге на кладбище по улице Б. Хмельницкого в Чебоксарах, прежде чем ответить, Георгий Петрович потянулся к стенду со снимком всесоюзного старосты. Это уже в преклонном возрасте несостоявшийся «юный враг народа» узнал о некоем документе за подписью Калинина, по которому даже подростков отправляли в исправительно-трудовой лагерь. «Видно, органы проверили родственные связи, – вздохнул Щукин. – А у меня и двое родных дядьев были репрессированы, и отца в 1932-м полгода в Вурнарском отделе НКВД держали, пока не нашлись документы, что в Гражданскую войну он воевал на стороне большевиков. Раскулачили по первой категории дядю Тимофея Захарова, Павла Гаврилова и других родственников».
Вот почему в этот день Георгий Петрович Щукин, слава богу, не репрессированный, приходит к камню-памятнику. Пряча от ветра огонек свечи, он тихо говорит: «Перед Отчизной все долги свои я выполнял честно».
…Вчера в районах и городах Чувашии по сложившейся традиции прошли встречи, митинги, возложение цветов и венков к памятникам жертвам политических репрессий, гражданская панихида, благотворительные поминальные обеды.
Как известно, скоро в республике выйдет в свет Книга памяти жертв политических репрессий. Многие неравнодушные люди по своей инициативе помогают собирать биографии и фотоматериалы в это уникальное издание. Но подсчитать точное количество безвинно репрессированных вряд ли возможно, так как значительное число их нигде не было учтено. «Мы склоняем головы и скорбим перед памятью тех, кто безвинно был раскулачен и сослан, расстрелян», – заявили составители книги.
В Чувашии проживают 2025 реабилитированных и 70 человек из числа признанных пострадавшими от политических репрессий.



Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.