В нынешнем году в республике произошло свыше одной тысячи пожаров, и количество это продолжает расти. В огне сгорело добра на 41 млн. рублей. Могло быть больше, если бы не спасатели. Так, по данным ГУ МЧС РФ по Чувашии, огнеборцами спасено материальных ценностей на сумму свыше 408 млн. рублей. Сотни, тысячи людей благодарны работникам пожарной охраны. И неловко становится за спасателей, когда узнаешь о том, что кто-то из их рядов допустил беспечность. Судя по этому письму, такое иногда бывает. Мы публикуем его в надежде, что этот случай единичный, досадное недоразумение.
…5 октября, тихий уголок в Козловке. Улица Дачная спала сладким сном. Лишь в одном домике на окраине до поздней ночи горел свет. Хозяйка долго не могла заснуть, душу ее терзало непонятное беспокойство. Потом она решит, что это было предчувствие беды. Под утро женщина окончательно проснулась от света странного «солнышка», осветившего округу язычками пламени. Это же пожар! Первое, что пришло в голову женщине: «Надо спасать дом!»
Босиком, едва одетая, она побежала к соседям. Александр Батурин, председатель уличного комитета, поняв, что происходит, тут же выполнил настойчивую просьбу соседки позвонить и сообщить пожарным. Сама же она побежала обратно, ждать огнеборцев. Женщина была в шоке. Холода она не чувствовала, изнутри била дрожь. Проходила минута, другая, но пожарная машина не показывалась. А огонь не дремал. Вот он перекинулся с веранды на дом. Хозяйка снова побежала к соседу: «Ты сообщил? Где же пожарные? Позвони еще!» – «Звонил уже! Их все еще нет?» Женщина затряслась еще сильнее. Ее охватил ужас: «Не успеют, не спасут…»
Пожарная машина приехала через час. Потом долго не могли соединить рукава. А время уходило. Дом уже почти сгорел, огонь пожирал остатки. Скоро закончилась вода в цистерне, и пламя перекинулось на сараи.
Поразили женщину соседи… Раньше она про это не думала, а вот сейчас резко бросилось в глаза. Многие прибежали просто поглазеть. Зеваки, одним словом. Пришли без ведер, без воды, как на развлечение. Что было в их глазах? Сострадания и желания помочь – их-то точно не было. Полураздетая замерзшая женщина стояла среди них, и ни один человек не подошел и не предложил одежду или какую-то другую помощь. Она чувствовала боль, но не понимала, что болит. Ни о каком вызове машины «скорой помощи» не было и речи.
…Жаль, живем в таком мирке, полном равнодушия. Помню, когда я была маленькой, люди были совсем другие. Если услышали о пожаре, то со всех улиц и близлежащих деревень бежали спасать добро. У каждого в руках – по два ведра с водой. Стояли вереницей, передавая ведра друг другу. Кто-то помогал тушить, кто-то подвозил воду. Люди были бедными, но дружными! Колодцев мало, от силы один на улицу. Но дома спасали! Без пожарных. Тогда их и не было. С погорельцами делились кто чем мог. Такого равнодушия, как сейчас, не было ни у кого! Даже подростки таскали воду, не говоря уже о взрослых. Что с нами случилось?
Председателем уличного комитета на улице Дачной, как мы уже говорили, является как раз тот самый сосед А. Батурин. С горечью он мне рассказывает: «По поводу ремонта дороги на Дачной в администрацию города обращались не раз. И устно, и письменно. Более 80 человек подписали письмо. Реакции никакой. Недавно для отвода глаз привезли известковые камни и кое-как отремонтировали середину улицы. А в начале и конце ее так и остались ямы. Думали, завершат дело, ан нет. Когда я поинтересовался в администрации города, мне сказали, мол, денег нет». Чем это обернулось, все увидели в час беды. Пожарная машина не смогла развернуться, когда ей потребовалось ехать за водой.
…После пожара женщина попала в больницу. Люди, пришедшие поглазеть «на цирк», о том вечере забыли. У всех свои заботы. Не заживают лишь раны на душе хозяйки дома. Кто поможет ей теперь?
Н. ГРЕЧКО.