Недавно в Самаре за «круглым столом» встретились руководители региональных отделений Союза архитекторов Приволжского федерального округа. В нем принял участие и председатель правления Союза архитекторов Чувашии Сергей Лукиянов. Вот что он рассказал в беседе с корреспондентом «СЧ».
ТОЧКА ЗРЕНИЯ
– Сергей Пантелеймонович, могли бы вы коротко подытожить то, о чем говорилось в Самаре?
– Кроме архитектуры речь, конечно же, шла и о перспективах развития всего строительного рынка. Ведь это один из главных локомотивов экономики. Его торможение из-за падения потребительского спроса на жилье, что сейчас наблюдается, может больно ударить по десяткам отраслей. За «круглым столом», помимо проблем современного градостроительства, много внимания было уделено задачам сохранения памятников старины, их реставрации. Беспокойство у моих коллег вызывает и то, что Союз архитекторов теряет былую престижность. Мало молодежи в проектных институтах.
– Эта тенденция наблюдается и в Чувашии?
– К сожалению, да. Союз архитекторов Чувашии переживает не лучшие времена. Кадровый голод существует, и он формируется в течение последних пятнадцати лет. В 2000 году в нашей организации состояло 52 члена, самым молодым на тот момент не было и 40 лет, сегодня состав постарел. Не спасает даже то, что с 2002 года на строительном факультете Чувашского государственного университета была создана кафедра подготовки инженеров – архитекторов. Их выпущено более сотни, но далеко не все работают по профессии. К тому же нет сегодня обкатки молодых специалистов в среде опытных наставников, как в былые времена. Статусу архитектурной школы необходимо дать второе дыхание. И это станет задачей Союза архитекторов Чувашии на ближайшие годы.
– А достаточно ли у вашего союза рычагов влияния на принятие тех или иных проектных решений?
– Члены Союза архитекторов Чувашии активно участвуют в градостроительных советах, различных административных комиссиях, в публичных слушаниях. Если нас порой не слышат, то вина в нас самих, я считаю. Тут мы или плохо отстаивали свою позицию, или были слишком категоричны в суждениях. В архитектуре, как и в любом деле, возможны компромиссные решения. Дипломатия никому еще не мешала. Союз архитекторов Чувашии призван и обязан быть одним из ключевых экспертов в вопросах строительства, профессионально предлагать обществу варианты, возможности развития территорий. Обсуждение, выработка общего мнения в поисках лучшего варианта – это основной индикатор качественной организации городской среды.
ЛУКИЯНОВ Сергей Пантелеймонович
Заслуженный архитектор Чувашии. С 1996 по 2007 год являлся главным архитектором города Чебоксары. Один из авторов концепции возрождения исторической части Чебоксар. Автор проектов православного храма Новомучеников и Исповедников Российских, Покровско-Татианинского собора в Чебоксарах. Директор архитектурно-проектной организации «Мой город».
НЕЛЬЗЯ ТВОРИТЬ ПО ШАБЛОНУ
– Но что-то наверняка меняется в лучшую сторону?
– Чтобы ответить на этот вопрос, достаточно взглянуть на новостройки, причем хоть в центре, хоть на окраинах Чебоксар. Яркие, смелые решения. Это и есть следствие положительных решений по совершенствованию механизмов управления городом, чего раньше недоставало. Появились экономические инструменты по эффективному использованию бюджетных ресурсов. Важна гуманитарная составляющая. Тут я имею в виду отношение к истории, памятникам архитектуры, к парковым зонам, к экологии в целом.
И, наконец, особо выделю административную составляющую. Наличие сегодня полного пакета градостроительных документов – это безусловный плюс.
Доктор искусствоведения, член Общественной палаты Российской Федерации, профессор Вячеслав Леонидович Глазычев не раз подчеркивал, что конструктивное обсуждение создает контактную зону между разрозненными экспертами, формирует городское сообщество. У нас сегодня оно есть. И еще надо добавить, что в архитектуре важно сохранять стиль и индивидуальность. Чебоксарам ни в коем случае нельзя слепо копировать Москву, Казань либо любой другой город. У нас своя история, национальные традиции, место расположения и своеобразный городской рельеф.
МЫ В ОТВЕТЕ ЗА ТО, ЧТО СТРОИМ
– Что бы вы пожелали себе, городу и его жителям?
– Комфорта и уюта, чистоты и порядка во дворах и на улицах. Есть новый Генеральный план Чебоксарского городского округа. Не проработаны лишь отдельные детали. Эту работу надо ускорить. Собрать в единое целое градостроительный архив, накопленный за десятилетия нашими институтами, включая «Чувашгражданпроект», по геологии, гидрологии, геодезии, проекты прошлых лет. Это значительно ускорит по времени и сократит финансовые затраты при выработке градостроительных решений.
– А есть какие-то конкретные пожелания?
– Из практических пожеланий я бы посоветовал не перекрывать домами видовые перспективы города, особенно на Волгу и Чебоксарский залив, а также исторические постройки. Взять, к примеру, здание на заливе, которое когда- то принадлежало банку, а потом страховой группе МСК. Ну никак оно здесь не смотрится. Так же и долгострой – гостиница «Сувар». Они явно выбиваются из общего архитектурного ансамбля.
Еще один маленький, но досадный пример. В «нулевые годы» в результате проведенного конкурса появилась небольшая часовня на территории перинатального центра в Чебоксарах из семи куполов – «Семь Я». Теперь со стороны Московского проспекта ее закрывает «ящик» остановочного павильона. Вообще новые остановочные павильоны в Чебоксарах – это нонсенс какой-то. По назначению они больше торговые точки, чем места ожидания транспорта. И еще я против появления невыразительных и непонятных зданий, наводнивших наши улицы с надписью: «Аренда». Предложение давно превысило спрос, а строительство офисно-торговых центров все продолжается…
«МОЙ ГОРОД» ЭТО МОЖЕТ
– Сергей Пантелеймонович, кадровый голод на архитекторов, о котором вы говорили, совсем не мешает появлению все новых проектных организаций. Что скажете по этому поводу?
– Да, это так, но это не всегда хорошо. Всего лишь 12 проектными структурами руководят профессиональные архитекторы, в большинстве контор представителей нашей профессии вообще нет, а если и есть, то все без практического опыта работы. За счет демпинговых цен на тендерах им удается получать заказы, но, увы, такая экономия заказчику дорого обходится, да и обществу в целом. Хуже того, в результате проведения тендеров региональные бюджетные средства уходят из региона, и появляются проектные решения гастролеров от архитектуры, не учитывающие местную специфику, привязку к земле, то есть совершенно не профессиональные. После чего приходится местным специалистам в лице Управления архитектуры городской администрации либо местным проектировщикам исправлять ситуацию. Изменения в законодательстве по части конкурсных отборов давно назрели.
– А можете рассказать о проектной организации «Мой город», которую вы возглавляете?
– Мы создавались в 2007 году. В штате 56 сотрудников, две архитектурные группы (21 архитектор). Из них членов Союза архитекторов – 9, заслуженных архитекторов Чувашии – 5, заслуженный строитель Чувашии – 1. Сегодня в составе ООО «Мой город» 9 выпускников кафедры архитектуры стройфака ЧГУ имени И.Н.Ульянова.
В портфеле заказов самые разнообразные объекты: храмовые и спортивные комплексы, производственные здания, жилье, социальные объекты. Только в прошлом году было получено положительных заключений экспертиз на проекты и выдано заказчикам в работу более 150000 кв. метров общей площади многоэтажных домов. Разрабатываем мы градостроительную документацию, генпланы, проекты планировки территорий. Регулярно участвуем в открытых конкурсах разных уровней и международном фестивале «Зодчество», учрежденным Союзом архитекторов России. Живем и прошлым, и будущим, а не только одним днем.
Реклама
Назовите, кто давал разрешения на перекрывающие виды здания?
Особенный уют создает застройка огромных городских оврагов и полей вокруг Чебоксар, молодцы…
Что за бред? Какой уют жить на склоне огромного оврага?
Ужас!!! А Сталинки выглядят еще милее на фоне этого монстра