В Алатыре завершены раскопки на территории бывшего райотдела НКВД. В трех погребальных ямах обнаружены останки более 100 человек, расстрелянных в трагические 1937–1938 годы… Скоро они, более 70 лет пролежавшие без креста, обретут покой – их перезахоронят на городском кладбище, установят мемориальный памятник.
Такое решение принято властями города. А инициатором раскопок, как уже сообщалось, выступила Чебоксарско-Чувашская епархия. Почему именно она?
«В Алатырской тюрьме погибли 8 православных священников, трое из которых причислены к Собору новомучеников и исповедников российских, – рассказал иеродиакон Иосиф (Ключников), секретарь Комиссии по канонизации святых Чебоксарско-Чувашской епархии. – Места захоронений священномучеников Василия Покровского и Емельяна Киреева вряд ли когда-нибудь можно будет найти, известно лишь, что они похоронены за Сурой. А вот место захоронения третьего – Ильи Измайлова – было установлено более точно: двор райотдела НКВД, сейчас это территория завода «Электроприбор». Священномученик Илия – уроженец села Хормалы Ибресинского района. Участник Первой мировой войны, с 1925 по 1932 год был настоятелем храма в родном селении. Первый раз был арестован в 1932-м, отбыл 3 года ссылки. За это время в Хормалах храм закрыли, и когда Измайлов вернулся, он стал активно ходатайствовать о его открытии. Его старания в августе 1937-го и подогнали под печально известную 58-ю статью – антисоветская пропаганда.
Священника заключили в тюрьму Алатыря и в ночь на 17 сентября расстреляли. Реабилитирован он в 1991 году, канонизирован в апреле 2008-го. Почему желательно найти его останки? По учению православной церкви люди, отдавшие свои жизни за веру Христову, не изменившие своих убеждений перед лицом смертной опасности, являются святыми – мучениками и исповедниками. Поэтому им молятся, прося заступничества для нас, грешных… А кто может помочь нам в бедах и скорбях больше, чем наши, если можно так сказать, родные святые?
«Да и предать земле по христианским обычаям других безвинно убиенных – дело святое», – убежден отец Иосиф. Кстати, он с 2005 года изучает в архивах дела репрессированных церковнослужителей с тем, чтобы выявить не изменивших своих убеждений перед лицом смертной опасности и представить их к канонизации. Сотни дел прошли за это время через его руки, не меньше состоялось встреч с родственниками пострадавших и свидетелями тех страшных лет. Это благодаря им удалось установить примерное место тайных захоронений в Алатыре. «Это вообще чудо, – говорит руководитель раскопок, – в залитой бетоном земле найти эти «братские» могилы. Ведь документов, обозначавших точные их схемы, у нас не было. Сделали пробный шурф и практически сразу наткнулись на человеческие останки, а затем открыли и погребальные рвы. Один, второй, третий… А четвертый, по рассказам алатырцев, был обнаружен еще в 70-е годы при строительстве завода «Электроприбор». Останки вывезены в неизвестном направлении».
Добровольными помощниками при раскопках выступили студенты Алатырского филиала ЧГУ, прихожане Николо-Знаменской церкви. Бетон и метр земли вынимали экскаватором, а дальше все делали руками. Зрелище, по словам отца Иосифа, открывалось жуткое. Тела сброшены как попало, в черепах пулевые отверстия, как правило, в затылочной части… На костных останках – истлевшие куски ткани, среди них курительные трубки, кожаные кисеты, деревянные ложки, железные кружки… Все эти вещи были разрешены для арестантского пользования, ничего лишнего. Из обуви – много лаптей. Значит, основная масса расстрелянных – простые крестьяне…
Теперь известно, что в Алатырь свозились арестованные из шести районов – Алатырского, Яльчикского, Порецкого, Комсомольского, Батыревского и Шемуршинского. Но тогда многие и не знали, где находятся их близкие и за что они арестованы. Задавать подобные вопросы было небезопасно. Люди надеялись, что ТАМ разберутся и деда, отца, сына или брата отпустят, но никто не возвращался… А между тем в один из вечеров томившийся в тюрьме за неосторожное слово или косой взгляд в сторону власть предержащих человек вдруг слышал свою фамилию: «…, с вещами на выход!» Его вместе с десятками таких же «врагов народа» привозили в райотдел НКВД и в специальном подвальном помещении ставили лицом к стене… Отцом Иосифом доподлинно установлено, что, к примеру, 23 августа 1937-го было расстреляно 16 человек, 17 сентября – 33, 9 февраля 1938 года – 32 человека… Известны и их имена.
Сейчас в Алатыре ждут экспертов из Москвы, которые по черепам и сохранившимся в следственных делах фотографиям с помощью специальной компьютерной программы попытаются идентифицировать останки. Экспертиза даст возможность поместить на мемориальном памятнике и подлинные имена жертв репрессивной машины. Родственникам будет куда приходить в поминальные дни…
Опубликовано: 9 сентября 2009 г.
Был ли в числе расстрелянных Мой дед , Чернов Герасим Михайлович , священник из с Собанчино Яльчикского района ? Реабилитирован