Мужа моего, Сталинария Ивановича Матвеева, ценили на работе, любили друзья. Мы с ним прожили в браке 39 лет, вырастили двоих сыновей. У нас только что родился внук и вроде начинался новый этап в жизни. Но нелепая смерть в дорожной аварии оборвала и его судьбу, и все наши планы.
Трагедия случилась в пятницу вечером. Пока сотрудники милиции провели экспертизу, составили протоколы, прошло много времени. Тело увезли в морг Республиканского бюро судебно-медицинской экспертизы ближе к полуночи. На следующий день рано утром мы были уже там. На заднем крыльце толпились многочисленные родственники тех, чьим последним приютом оказалось это печальное место: выдавали тела и документы после 12 часов. Все томились в ожидании. Рядом – распахнутые двери в подвал с вывеской «Ритуальные услуги». Мы, заняв очередь, заказали все необходимое для похорон, заплатив по прейскуранту около 15 тысяч. Девушка, оформлявшая заказ, уверила нас, что они тут рядом с моргом и проконтролируют процесс приведения покойного в должный вид.
На улице стояла жара, похороны были назначены на понедельник, а была еще только суббота. Естественно, встал вопрос о сохранности тела. Эксперт, делавший вскрытие, заверил, что они все сделают в лучшем виде, только надо заплатить небольшую сумму. Девушка посчитала нам за услуги немногим больше 2 тысяч рублей, включив туда реставрацию тела, бальзамирование, туалет и холод. Более того, раз мы заплатили за холод, нам обещали положить тело в отдельную (!) камеру, чтобы мы смогли в воскресенье забрать его для прощания.
В воскресенье друзья, коллеги, родные и близкие начали собираться у нас дома и мы поехали забирать тело. Нам долго никто не открывал, потом дежурная долго не могла понять, кого мы хотим забрать, потом нам вывезли труп, завернутый в целлофан, но, как оказалось, это было тело другого человека. Только через полчаса нашли тело моего мужа, но выдать его отказались, объяснив это тем, что оно разложилось. Оказывается, холодильник не работал уже три дня! И все это время тело лежало на тридцатиградусной жаре в общей камере! Никаких «отдельных» камер в этом морге вообще никогда не было! А покойного не то что не забальзамировали, даже не зашили после вскрытия! Приехавший после скандала заведующий моргом лишь разводил руками. В спешке попытались что-то сделать, но время было безнадежно упущено. Через четыре часа нам после еще одного скандала тело отдали. В человеке, который лежал в гробу, невозможно было узнать нашего любимого мужа и папу! Сотрудники бюро ритуальных услуг поспешили заявить, что они не имеют к моргу никакого отношения и не обязаны следить за процессом. Мы были вынуждены хоронить родного человека в закрытом гробу…
Сейчас, когда горечь потери немного притупилась, боль от страданий, причиненных сотрудниками Республиканского бюро судебно-медицинской экспертизы, осталась такой же острой. Невероятный цинизм и откровенное пренебрежение человеческими ценностями сотрудников морга и бюро ритуальных услуг лишили нашу семью возможности по-человечески проводить любимого человека в последний путь.
В. Матвеева.