Почти полвека назад меня, выпускника Горьковского командного речного училища им. И.П. Кулибина, определили помощником главного механика на четырехпалубном теплоходе «А.И. Герцен». Судно курсировало по Волге от Москвы до Астрахани и обратно. Однажды, находясь около Чебоксар, пережил неописуемую радость и гордость за свой народ и республику.
Всякий раз, когда теплоход подходил к берегам Чувашии, я выходил на палубу и любовался красотами родного края, искал глазами знакомых – а вдруг кого-нибудь увижу? Романтик – тогда же мне было всего 22…
11 августа 1962 года «А.И. Герцен» подошел к столице республики. Настало время заступить на вахту. Проверил работу главных трех двигателей по манометру – все нормально. В моем подчинении были не только мои сверстники, но и взрослые работники, даже такие, которые годились мне в отцы. Тем не менее мы трудились и жили дружно, как одна большая семья. С уважением относились друг к другу. Вдруг в машинном отделении зазвенел телефон из рулевой. Меня вызывал капитан теплохода А. Казаков. Он велел срочно подняться в рубку.
Открываю дверь – там кроме рулевого и капитана находился еще и главный механик И. Трусов. Капитан сообщил, что в космосе – мой земляк Андриян Григорьевич Николаев из Мариинско-Посадского района. Не верилось, но тут я сам услышал по радио сообщение ТАСС. Слушал, затаив дыхание, с огромной радостью и гордостью. Там я впервые почувствовал, как мои отцы-командиры из уважения к космонавту-3 по-другому стали относиться ко мне. Авторитет, что ли, сразу же у меня прибавился… Но что-то такое я испытал.
Команда теплохода горела желанием узнать о А. Николаеве как можно больше. Но что я мог тогда ответить? Я знал про космонавта столько же, сколько и они. Сказал лишь, что он действительно мой земляк и село Шоршелы, откуда он родом, находится от моей деревни Шанары примерно в 25 километрах. Затем матросы, мотористы, рулевые и штурманы стали расспрашивать меня о республике. Я добавил, что Чувашию поэт назвал краем ста тысяч песен и ста тысяч вышивок. Даже спел несколько песен.
С тех пор прошло 47 лет. «А.И. Герцен» и сегодня ходит по Волге. В начале мая нынешнего года на марпосадской пристани я увидел свой родной теплоход и зашел в машинное отделение. От нахлынувших воспоминаний даже в сердце кольнуло…
Мой отец, учитель-краевед, давно знал космонавта и переписывался с ним. Андриян Григорьевич подарил ему свою фотографию с теплой подписью: «Уважаемому Якову Игнатьевичу Хлебникову с наилучшими пожеланиями. 11.06.80 г.» Снимок до сих пор висит на стене отцовского дома вместе с другими фотографиями в красивой рамке. Мы храним ее как семейную реликвию.
Ю. Хлебников,
ветеран труда, почетный машиностроитель России.