Прежняя доля земельного пая

celina.jpgДесятки миллионов рублей валяются буквально под ногами на полях республики. Столько можно выручить от продажи невостребованных земельных долей, которыми около 20 лет назад наделило родное государство сельчан, чтобы те продемонстрировали чудеса крестьянской предприимчивости.
На сегодня таких паев, по данным Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Чувашской Республике, насчитывается почти 72 тысячи из 258 тысяч имеющихся. В сельской глубинке пай площадью около 2 гектаров можно реализовать в среднем за 6 тысяч. А чем ближе к столице, тем, конечно, дороже. В пяти километрах от нее владельцы просят уже по 2 с половиной тысячи «баксов» за сотку. Так что вышеназванная предполагаемая выручка может быть гораздо выше.
Два года назад наша газета поднимала эту проблему («Земля до востребования», «СЧ» от 18 июля 2007 г.) Существенный сдвиг за прошедшее время произошел с заброшенными землями сельхозпредприятий – по указанию Президента те оживили десятки тысяч гектаров целины и продолжают эту работу. А вот с долями дело движется, похоже, ни шатко ни валко.
Порядок в частном землевладении, которое по причине незнания многими владельцами, где расположены их участки, стало виртуальным, наводится в два этапа. Сначала необходимо провести территориальное землеустройство. То есть отыскать эти доли, которые перемешались с площадями другого назначения. Потом надо найти владельцев паев, среди которых иных уж нет, а те далече. Розыск объявляется через газету, если никто не откликнется (включая и наследников) – пай по решению суда переходит в муниципальную собственность.
В 310 сельхозпредприятиях из 530 имеющихся в республике вышеназванное землеустройство провели. А вот собственников долей, создается впечатление, совсем не искали. Если на середину позапрошлого года числилось 134 тысячи гектаров невостребованной земли, то на конец нынешнего июля стало даже на 10 тысяч гектаров больше. Какие-то статистические погрешности тут, конечно, возможны, но, сдается, за прошедшее время просто было выявлено еще немало бесхозных паев.
Правда, в некоторых районах бесхозные площади заметно уменьшились. Например, в Аликовском – с 18 до 9 тысяч гектаров. Но во многих других положение остается, по сути, прежним. И ответственность за это лежит, прежде всего, на муниципалитетах и сельхозпредприятиях. Управление Роснедвижимости по Чувашии, в свою очередь, обеспечивает нормативную базу и направляет процесс.
По мнению заместителя руководителя управления Д. Трушкина, одна из причин затянувшейся земельной эпопеи – пресловутая наша инертность. Чтобы стать собственником, простое свидетельство на земельные доли надо переоформить на свидетельство о праве собственности на земельный участок, находящийся в общедолевой собственности. Как только срок переоформления продлили до 27 января 2011 года, процесс снова замер.
Несомненно, сказывается и индифферентное отношение к земле. Никак мы не свыкнемся с тем, что это такая же недвижимость, как и дом, гараж, которая может принести доход. Ну не хочешь либо уже не можешь совладать с участком, то продай доли, выручи тысяч десять. Не много, но вряд ли даже такая сумма лишняя для сельчанина, да если еще он не отличается крестьянской прилежностью.
С год назад был запущен механизм судебного изъятия необрабатываемых паев. По иску Канашской райадминистрации их была лишена большая группа товарищей из СХПК «Биболдино», о чем те не слишком-то и пожалели. Иск они признали с ходу и полностью, заявив, что даже не знают, где находятся их доли.
В мае нынешнего года Комсомольский районный суд удовлетворил аналогичное исковое требование местной райадминистрации. Причем даже в отсутствие ответчиков из коллективного хозяйства «Тукай», рассудивших, видимо, так: гори синим пламенем эти паи… По словам руководителя Управления Роснедвижимости по Чувашии В. Егорова, эти судебные решения они разослали по всем районным администрациям в помощь при изъятии бесхозных земель. Правда, действуют они, как видно, пока не очень эффективно, во всяком случае в глубинке.
Но в пригородных районах иная картина. За долями, у которых есть перспектива попасть в городскую черту, развернулась настоящая охота. Ведь в этом случае участок можно вывести из сельхозназначения и приспособить его под строительный объект. В погоне за такими участками некоторые соискатели попадают впросак, получая в соседство скотомогильник либо старое кладбище.
Рано или поздно вся земля найдет своих хозяев – не так ее у нас и много. Приходится уже и более рачительно подходить к вспашке сельских территорий. По Киотскому соглашению (первому глобальному документу об охране окружающей среды) в регионе пахотная площадь не должна превышать 60 процентов всей территории. У нас на сегодня она составляет уже 44 процента от всей территории и 67 – земель сельхозназначения, говорит Валерий Григорьевич. Правда, расширение площадей происходит подчас не из-за того, что взялись за подъем заброшенных земель, а из-за элементарной безалаберности. Кому, как не чувашскому крестьянину, знать, что нельзя пахать склоны оврагов – мигом пойдет эрозия почвы, но пашут…
Что касается долей, то есть надежда на ближайшее ускорение процесса. В Госдуме РФ рассматривается проект поправок в законодательство о совершенствовании оборота земель сельхозназначения, упрощающих процедуру согласования границ земельных участков, находящихся в долевой собственности граждан, постановки их на кадастровый учет и государственной регистрации прав.



Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.