Имя этого композитора хорошо известно далеко за пределами Чувашии. Этапными в чувашском искусстве стали его Скрипичный и Виолончельный концерты, популярны «Чувашский квартет» и фортепианное Трио. Среди симфонических произведений известны увертюры «Спортивный праздник», «Торжественная», музыка к спектаклям Чувашского академического, Русского драматического и Театра юного зрителя. Кульминацией его творчества стала партитура чувашского национального балета «Чудесная вышивальщица». Исполнилось 90 лет со дня рождения заслуженного деятеля искусств России и Чувашии, композитора Виктора Александровича Ходяшева.
Высокий профессионализм композитор унаследовал от своего учителя — профессора Г. Литинского, у которого занимался в музыкальном училище при Московской консерватории им. Чайковского и в Государственном музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных.
В Чебоксарском музыкальном училище им. Ф. Павлова по его инициативе было открыто теоретическое отделение. Композитор стоял у истоков музыкально-педагогического факультета в педагогическом университете им. И. Яковлева. Ходяшев воспитал несколько поколений музыкантов. Среди них известные композиторы Чувашии, заслуженные деятели искусств республики Александр Васильев и Юрий Григорьев, Андрей Галкин и Лариса Быренкова, Валентина Салихова, а также Анита Лоцева и многие другие.
— Виктор Александрович по-отечески относился к своим ученикам, в том числе и ко мне, — вспоминает Александр Васильев. — Учитель не называл нас студентами, а уважительно говорил: «Ты — композитор!». Он верил в нас, воспитывал любовь к национальной культуре. До сих пор вспоминается смех Ходяшева. Такого смеха не было и нет больше ни у кого! Что же касается творчества, к произведениям своего учителя я отношусь с гордостью.
— На первом уроке Виктор Александрович всегда задавал свой любимый вопрос, — говорит Лариса Быренкова. — «Какой инструмент начинает играть вступление к опере Чайковского «Евгений Онегин»? Помню довольное выражение его лица, когда студенты перебирали различные варианты. И вот очередь дошла до меня — а я знала, что опера начинается с пиццикато низких струнных. Видели бы вы разочарование Виктора Александровича! Любил он заковыристые вопросы. Этот человек был не только замечательным педагогом, но и талантливым дирижером и композитором.
В первую очередь все вспоминают смех этого человека, но мало кто знает о его депрессиях. Как говорила Анита Лоцева, Ходяшев опять «в ракушку заполз».
Помнится случай, когда Виктор Александрович приезжал к нам домой, чтобы уговорить меня поступать в консерваторию, после того, как на четвертом курсе я сказала ему, что туда не собираюсь. Он даже написал письмо ректору Нижегородской консерватории А.Нестерову, который во время вступительных экзаменов так и сказал комиссии: «У нас посланница из солнечной Чувашии от Виктора Александровича Ходяшева!».
А вот что рассказал председатель правления Союза композиторов Чувашии Николай Казаков:
— Ходяшева я видел только на заседаниях, но с уверенностью могу сказать: он обладал большим чувством юмора. С уважением отношусь к струнным концертам В. Ходяшева — они живут, и музыканты с удовольствием исполняют их. Не забывается его балет «Чудесная вышивальщица», часто звучат его музыкальные фрагменты.
28 февраля в Чебоксарском музыкальном училище им. Ф. Павлова состоится концерт, посвященный юбилею Виктора Александровича Ходяшева. Училище хранит запись с напутственным словом композитора к молодому поколению музыкантов: «Дорогие наши друзья музыкального искусства! Вы — будущие профессионалы и педагоги, а значит, от вас во многом зависит уровень культуры в Чувашии и в стране в целом. Тот, кто обучается нашему искусству, понимает, какая музыка хорошая, а какая плохая. Поэтому вы должны пропагандировать ту музыку, которая достойна этого. Сначала это происходит в семье, затем уже распространяется шире. Все это начинается от любви к родному чувашскому народу, следовательно, очень важно не забывать культурные традиции наших предков».
Алина СЕМЕНОВА.