КАЖДАЯ СЧАСТЛИВАЯ СЕМЬЯ НЕСЧАСТНА ПО-СВОЕМУ
«До свидания мама» – так называется вольная экранизация знаменитого романа Льва Толстого «Анна Каренина» в изложении режиссера Светланы Проскуриной. Мастер «кино морального беспокойства» в суровых балтийских тонах предложила посмотреть в неожиданном фокусе (через второстепенных героев Алексея Каренина и маленького Сережу) как рушится благополучная семья. Вчера фильм, участвующий в конкурсной программе Чебоксарского кинофестиваля, представила зрителям сама режиссер.
Картина снята по пьесе Василия Сигарева «Каренин». И эта работа драматурга сильно отличается от предыдущей – «страшного и талантливого» «Волчка», отметила Светлана Проскурина.
– Мы с Василием захотели снять кино про абсолютно идеальную семью, где мужчина не нахрапистый и успешный, как это сейчас модно, где он отвечает за свою семью, жену, не оценивая, хорошая ему женщина попалась или нет. Где мужчина умеет неподдельно страдать, и не потому, что валенок и слабак, а потому что живой человек. И где женщина любит и уважает мужа, где есть желанный ребенок, и все понимают, как быть вместе, как слышать близкого человека.
Они идеально прилажены друг к другу. Но случайный человек переворачивает эту жизнь по заповедям, и никакие личные добродетели не защищают героев от «Зла», которое, как известно, не предупреждает, что оно явилось. Каждая счастливая семья несчастна по-своему.
Мы подумали, что образ Каренина в кино – самый неправильно трактуемый, истерзанный. Когда-то у Зархи в «Анне Карениной» чудесно сыграл брошенного мужа Николай Гриценко. Вздорного тяжелого старика, с хрустящими пальцами, вскидываемыми ногами. А у Толстого Каренину всего 43 года, он устроен сложно и тревожно. И мы попытались представить, как бы его история могла прозвучать сегодня. Мы не в полемике с Толстым, я даже не указываю его в титрах. Мы в полемике с собой, нашими штампами…
Постарайтесь быть непредвзятыми, эти блоки нашей памяти, жизненного опыта нас ужасно путают, – попыталась настроить на нужную волну зрителей перед сеансом режиссер. – Пожалуйста, никого никогда не осуждайте, каждый из нас может оказаться в абсолютно такой же ситуации. Читайте роман Толстого и будьте милосердны к другим.
Действие драмы «До свидания мама» происходит в наши дни в сером и холодном городе, роль которого исполнил Таллинн с сосновыми пляжами Балтийского моря. Разворачивается знакомый сюжет адюльтера Анны (Александра Ребенок) и владельца конюшни Алексея (Алексей Вертков), совпадают имена, реакции, оттопыренные уши законного супруга (Даумантас Цюнис), мистический поезд, наконец, и ребенок, как свидетель родительских отношений. Правда, в финале все сводится к «пасхальному чуду» воскрешения, единения отца и сына.
Как отметил режиссер-документалист Евгений Цымбал, кино Проскуриной – это всегда глубокий психологический анализ, попытка понять отношения мужчины и женщины. Действительно, такого Каренина мы еще не знали.