ЧТОБЫ ПОЯВИЛСЯ ПАМЯТНИК СЕТНЕРУ И НАРСПИ
В Год литературы проходит немало конкурсов, призванных обратить внимание людей на чтение, вспомнить классиков и «оживить» любимых персонажей. Один из таких российских проектов – создание литературных достопримечательностей, в его рамках стартовал конкурс «Литературный след». Свою идею для конкурса предложил и коллектив Чебоксарской библиотеки имени К.В. Иванова.
В Год Константина Иванова в Чувашии библиотекари предлагают создать памятник героям поэмы чувашского классика Нарспи и Сетнеру. И уже разработали проект по созданию вокруг этого памятника культурного пространства. Скульптуру энтузиасты предлагают поставить рядом с «литературной скамейкой» в березовой роще на пересечении Эгерского бульвара и проспекта 9-й Пятилетки. Прямо напротив входа в свою библиотеку. А около той скамейки разместить и камень памяти автора поэмы в форме книги. Стену дома напротив украсить еще и барельефом поэта и переводчика. Работники библиотеки уверены, что такая композиция будет привлекать внимание и к чтению, и к литературе.
За лучшие проекты уже началось голосование на сайте www.litsled.ru. Победителей наградят в октябре. Так что быть или не быть такому памятнику, решают жители республики и все те, кто хочет помочь им в этом.
Скульптуру лучше разместить где-нибудь на заливе
А памятник чему собираются ставить? Что такое Нарспи? Нарспи — это символ человеческого разврата, пример героизации предательства и супружеской неверности. Нарспи есть то, чего не жотелось бы видеть в описании семейных отношений моих предков чувашей. Ведь многое из того, что описал К. Иванов в своем призведении, лишь грязная выдумка, создающая ложное представление о культуре и быте нашего народа.
Володе. Полностью поддерживаем идею создания такого памятника! Не приемлю такого гнусного отношения к образу Нарспи! Более 100 лет создана молодым гениальным поэтом неправ несравненная поэма. Любовь Нарспи чистая, как кристальная слеза ребенка. Надо уметь читать, думать, размышлять. А не бросаться словами, чтобы выглядеть «оригинальным». А памятник нужен, где-то рядом с Ивановым.
Нарспи вышла замуж за Тахтамана по своей воле, никто ее не принуждал.Была свадьба, невеста вошла в дом жениха. Были соблюдены все традиции и обряды. Войдя в дом женой Тахтамана Нарспи продолжает встречаться со своим Сетнером и прелюбодействует с ним, в чем и была уличена односельчанами. Тахтаман прощает ее и принимает в свой дом, где она убивает его. Интересно, а почему она не умирает сама, как Анна Каренина?
Анна Каренина (Л.Толстой) просит мужа дать ей развод, чтобы узаконить свои отношения со своим любимым. Видим ли мы подобное со стороны Нарспи? Нет! Вместо того, чтобы радоваться возможности выбраться из вековой нищеты и жить в довольстве с любящим ее мужем, она выбирает путь разврата и лжи. Иначе, как объяснить ее поступки? Почему же она, если уж так любила другого, не сбежала со своим любовником до свадьбы? Потому, что она жотела жить в достатке и прелюбодействии!
Вот в конце концов, уж к ночи.
Устает чуваш хмельной.
Грязь весенняя — периной,
Так и манит на покой.
И лежит чуваш, как барин,
Где он, что он — нет забот;
Громко песню распевает,
На всю улицу орёт:
«Хочешь есть — так поработай,
Хочешь пить — так попотей!
Честный труженик от чарки
Не откажется, ей-ей.
Чередой работать будем,
Чередой пиры начнем;
Если дома не найдется,
Так к соседу забредем.
У соседа нет хмельного, —
Так уйрану мы попьем;
Коль не будет и уйрана, —
Что даст Бог, мы подождем».
Миновал беспечный калам,
Время к севу подошло.
Но чуваш не отрезвился, —
Бремя хмеля тяжело.
Эй вы, пьяные чуваши,
Встаньте на ноги, пора!
Ведь вода пошла на убыль,
Зеленеет вновь гора.
Эй, родные, поднимайтесь!
Посмотрите по углам:
Надо плуг наладить к пашне,
Починить телегу вам.
Освежись водой холодной,
Чтоб румянец заиграл;
Да плотней ты пообедай,
Чтобы к пашне сил набрал.
Время выехать и в поле,
Ну-ка, братец, запрягай.
Дай здоровье, боже добрый,
И богатый урожай!
Прошёл век, а что-то изменилось?
Володя, так оценивая поэму Вы совершенно не правы.
Вся поэма о любви, но любовь у всех разная и зачастую она приводит к беде, т.к. мы не умеем слушать своих близких.
А Нарспи любя другого не смела ослушаться отца своего, который так же очень любил свою дочь, и выдавая за ровного себе хотел ей только счастья. И родители даже подумать не могли что их любимая дочка будет несчастна.
«Вышла замуж поневоле,
По велению родных…
Не на радость вашей дочке
Вами выбранный жених.
Не жалея, дочь родную
В даль чужую, злую даль,
В руки жесткие, чужие
Вы отдали навсегда.
А теперь она страдает,
Нет ни в чем отрады ей.
Старый муж, как над собакой,
Измывается над ней.
Ах, зачем меня так грубо
Разлучили с милым вы?
И зачем своей я раньше
Не сгубила головы?
Для чего с врагом жестоким
Под одной мне кровлей жить?
Не покончить ли с собою?
Как всё вынести? Как быть?..
«Замуж выдали насильно—
Здесь я счастья не найду.
Нет, родительская воля
Лишь на горе, на беду.
Замуж выдали насильно —
Мир безрадостен вокруг.
Из-за вас, мои родные,
Одинок любимый друг.
Замуж выдали насильно —
Честь растоптана моя.
Чтя родительскую волю,
Исстрадалась только я.
Замуж выдали насильно —
Жизнь тоски и мук полна.
За смиренье, за покорность
Что мне даст теперь она?
Замуж выдали насильно —
Здесь я счастья не найду.
Нет, родительская воля
Лишь на горе, на беду…
Володя, Вы вообще-то читали «Нарспи», чтобы делать такие выводы?
Родители будьте мудрее и не дай Бог Вам услышать от своих дочерей такие слова:
Жениха Нарспи увидев,
Громко ропщет, голосит:
«О родители, зачем вы
Погубили жизнь мою?
И зачем в чужие руки
Вы отдали дочь свою?
Тахтаман, жених мой старый,
Не видать добра со мной.
Пусть сгублю себе я душу,
Но не буду жить с тобой!»
О каком народе писал К. Иванов? Было ли в среде чувашей 19 века такое место? Где вопреки вековым обычаям:
1)чуваши целыми неделями с утра до вечера пьянствуют;
2) молодые люди среди бела дня находят время для любовных утех;
3)молодежь,в данном случае девушка,посмела бы ослушаться воли отца;
4)женщина посмела бы заявить о своих человеческих правах;
Исходя из сказанного выше, я позволю себе сделать следующие выводы:
1) К. Иванов писал не о чувашах 19 века, а о будущей горькой судьбе народа в ХХ и ХХ1 веках;
2) К. Иванов, я думаю, считал, что горькой эта судьба будет потому, что чуваши породнились с русским народом и научились от него всему плохому;
3) Я уверен, что К. Иванов за основу своего произведения взял «Анну Каренину» Л.Н. Толстого, для усиления своего отношения ко всему русскому;
4)Я полагаю,к сожалению, что К. Иванов был русофобом;
Володя, что Вы так озлоблены и почём Вам знать то, чего Вам дать просто не дано?!
Специально прочитал Нарспи — за душу тронуло.
А есть люди, которые сами ничего создать не могут, но ещё и изгадить прекрасно произведение хотят.
Почему вы обсуждаете меня, а не произведение? Что из сказанного мной, вы считаете неверным?
Нынешние деввшки Тухтаманов и ищут-лишь бы богатый был.Не заладится жизнь, можно и имущество поделить,типа Абрамовича су пруга.
Оправдание можете найти чему угодно. Но даже искренняя любовь к Сетнеру и ненависть в злодею Тахтаману не могут оправдать убийство.Любое преступление — грех. И порождает грех — в данном случае самоубийство. Памятник убийце и самоубийце — перебор. Что касается Иванова, то он, безусловно, гениальный поэт.
Вы суть произведения вообще не понимаете.
А посему — памятнику быть!
Товарищ Володя! У Вас почему-то искажённое восприятие не только сегодняшней жизни, но и истории, и литературы. Странные рассуждения. Полное непонимание произведений литературы и неудачная попытка анализа. Разбирайте что-нибудь другое…
Чукам и Гекам. Искаженное, это как? Непривычное, не зазубренное и не узаконенное.Да? Величие и значимость произведения, к вашему сведению, и заключается в том, что его каждый понимает по-своему, потому, что каждый читает и воспринимает индивидуально. Это как лекарство: принимают все, а вылечиваются единицы.
Вы, наверное, имеете в виду плюрализм, толерантность и другие измы? Но есть ещё и здравый смысл. Конечно, можно иметь своё мнение, даже если оно совершенно абсурдное.